Великое, действительно великое утешение для нас – страдания Христа и апостолов. Этот путь к добродетели (Христос) считал столь прекрасным, что и сам шел по нему, не имея в том нужды; скорбь признавал Он так полезною для нас, как бы она была источником радости. Послушай в самом деле, что сам Христос говорит: "и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10,38). Таким наставлением он внушает как бы следующее: если ты ученик, то подражай учителю, – это свойственно ученику. Если же он шел по скорбному пути, а ты идешь по радостному, то ты идешь не по тому пути, по которому он шел, а по другому.
Какой же ты последователь, когда не следуешь? Какой ты ученик, когда не подражаешь учителю? Так и Павел говорит: "мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в безчестии" (1Кор.4,10). Согласно ли, говорит, с разумом – иметь вам противоположные с нами стремления, и вместе быть вам учениками, а нам учителями? Итак, возлюбленные, великое благо – скорбь; она производить два величайшие дела, очищает грехи и делает нас мужественными.
Но что, скажешь, если она преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам "быть искушаемыми сверх сил" (1Кор.10,13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром).
Послушай Павла, который говорит: "все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Рим.8,37); и еще: "думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим.8,18); и еще: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор.4,17). Смотри, какие опасности, кораблекрушения, непрестанные скорби и все тому подобное он называет легким, и подражай этому адаманту, как бы совершенно не облеченному телом.
Ты находишься в бедности? Но не в такой, в какой был Павел, искусившийся и в голоде, и в жажде, и в наготе; и не один только день он терпел это, а переносил постоянно. Откуда это известно? Послушай, как он сам говорит: "Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу" (1Кор.4,11). О, сколько терпел (этот муж), уже прославившейся проповедью, уже двадцать лет подвизавшийся к тому времени, как он писал это. "Знаю, – говорит, – человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба" (2Кор.12,2); и в другом месте: "Потом, спустя три года, ходил я в Иеросалим" (Гал.1,18).
И еще, послушай, как он говорит: "Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" (1Кор.9,15). И не только так, но еще, послушай, что он говорит: "мы как сор для мира" (1Кор.4,13). Что хуже голода, холода, козней от братий, которых, впрочем, он называет лжебратьями? Не называли ли его и губителем вселенной, и обольстителем, и обманщиком? Не били ли его бичами? Будем же содержать это в уме, возлюбленные, будем помышлять об этом, будем помнить это, и мы никогда не падем духом, хотя бы нас обижали, хотя бы грабили, хотя бы причиняли тысячи других бедствий.
Дай Бог нам благоденствовать на небесах, а все здешнее сносно; дай Бог нам достигнуть блаженства там, а все здешнее нисколько не важно. Это – тень и сновидение; каково бы оно ни было, но в сравнении с будущим и ожидаемым в нем нет ничего тяжкого ни по качеству, ни по времени. Что можем мы сравнить с тамошними мучениями, с огнем неугасаемым, с червем неумирающим? Что здешнее можно сравнить со скрежетом зубов, заключением во тьму кромешную, яростью, печалью, воздыханием?
А в отношении времени, что значат даже десятки тысяч лет сравнительно, с безпредельными и нескончаемыми веками? Не малая ли это капля пред безпредельною бездною? А тамошние блага? Они несравненно превосходнее здешних: "не видел того глаз, – говорит (апостол), – не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9). И они также будут продолжаться в безконечные веки.
Поэтому ужели не стоит для них тысячекратно пострадать, быть убитым, быть сожженным, претерпеть тысячи смертей, перенести все, что только есть ужасного и на словах, и на деле? Ведь если (может случиться, что) мы будем жить сгорая в огне, то не следует ли перенести все, чтобы удостоиться тех обещанных благ?
Святитель Иоанн Златоуст
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев