К сожалению, более двадцати лет практики избирательных кампаний в Беларуси показали, что этот процесс необходимо значительно улучшать. Многочисленные отчеты миссий ОБСЕ по наблюдению за белорусскими выборами всех уровней всегда резюмировали без какого-либо политического подтекста после каждой избирательной кампании несоответствие принятым международным процедурам проведения честных и свободных выборов. Внутренние наблюдатели от различных политических и других общественных организаций Беларуси постоянно фиксируют многочисленные нарушения во время выборов. Но самым ярким подтверждением назревших кардинальных изменений избирательного законодательства Беларуси стала аполитичность граждан, их выраженный абсентеизм, неверие в выборные процедуры из-за их излишней закрытости.
Основными спорными моментами действующего избирательного законодательства сегодня являются процедура формирования избирательных комиссий, права наблюдателей, порядок досрочного голосования и подсчет голосов избирателей. Устранение законодательных пробелов в этих вопросах значительно повысит транспарентность избирательного процесса, увеличит доверие граждан к избирательным процедурам, приведет белорусское законодательство в соответствие с основными международными демократическими нормами проведения выборов ОБСЕ.
Осенью 2016 года была создана рабочая группа, состоящая из представителей оппозиционных политических и других общественных объединений для подготовки законопроекта по изменению и дополнению Избирательного кодекса. Однако, после технических замечаний к тексту документа государственных органов, в октябре 2017 года группа прекратила работу над законопроектом. В результате чего доработка документа осуществлялась мною с помощниками самостоятельно.
Подготовленные изменения и дополнения в Избирательный кодекс Республики Беларусь расширяют в рамках действующего законодательства права наблюдателей, в частности разрешают знакомиться с избирательными списками, фиксировать ход проведения выборов, включая процесс подсчета голосов, любыми техническими средствами, в том числе производить аудиозапись, фото- и видеосъемку в порядке, предусмотренном законодательством.
Избирательные комиссии всех уровней формируются в первую очередь из числа представителей политических партий, выдвинувших кандидатов, а при проведении выборов Президента Республики Беларусь каждый зарегистрированный кандидат имеет право направить в каждую комиссию своего представителя.
Досрочное голосование проводится только на одном участке в избирательном округе с 12 до 20 часов без перерыва, а неиспользованные бюллетени ежедневно опечатываются по окончании голосования. Голосование на дому проводится только при указании избирателем причины невозможности проголосовать на избирательном участке.
Процедура подсчета голосов проводится с демонстрацией каждого бюллетеня с расстояния, позволяющего видеть наблюдателям отметки на нем.
Применение указанных норм на практике позволит сделать избирательный процесс действительно открытым, что восстановит доверие избирателей к выборам в Беларуси как инструменту делегирования своих прав достойным кандидатам представлять законные интересы граждан в органах государственной власти, в том числе и на посту президента.
Проект внесён в Палату 12 июня.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 46