— В тех песнях строк моих исток, / И я тех песен не умнее. / Я взял печаль их и восторг — / И по-иному не умею! — Семён Венцимеров
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОБРАТНО... Окончание. Начало в публикации от 5.04.24
От двора легло начало любви, судьбы, дорог… // поэтесса Лариса Рубальская
Обозреваю свой старый двор с высоты четвёртого этажа. Где-то за этими обветшавшими «хрущёвками» и поседевшими тополями навсегда скрылись годы детства и юности. Двор всегда казался мне огромной сценой, на которой великий режиссёр по имени Жизнь ставил свои такие разные спектакли: весёлые, когда волны ликования захлёстывали этот простор во время майских праздников, новогодних гуляний, свадеб и новоселий; скорбные, когда — как в песне — «навеки провожали всем двором». Даже производственная тема нашла отражение, например, в «дворовых» субботниках и воскресниках. Я помню двор, буквально «вымершим». Пожалуй, так было дважды — осенью 1972 г., когда советские хоккеисты бились с канадскими «профи», и ровно через год, когда на ЦТВ «свистели, как пули у виска» «Семнадцать мгновений весны». Довелось мне участвовать и в немой сцене, когда дети на площадках оцепенели от ужаса, а очнувшись, долго молчали: надрывно кричала женщина, которой сообщили, что её единственный сын погиб в ДТП...
Неторопливо хожу по двору, а память всё листает и листает свои страницы. Вот здесь, вечерами, вместе со сверстниками, «облепившими» скамейку, я «травил» анекдоты, неумело бренчал на гитаре и даже что-то пел; здесь отчаянно «резался» в настольный теннис, волейбол, футбол, хоккей; здесь «чистил» физиономию однокласснику, а он, в свою очередь, мою. Кстати, дрались всегда благородно — «до первой крови»; здесь, выпендриваясь перед девчонками, я «нёс прекрасную чушь», воспринимая как награду их задорный смех… В подъезде этого дома я впервые пробовал курить и пить дешевое винище с друзьями. Не понравилось! А в этом подъезде, расставаясь после свидания, я впервые робко поцеловал девочку. Всё было точь в точь как в песне: «и стук сердец, и смелость глаз, и робость рук». Ночью же мне довелось испытать и первую бессонницу.
Двор. Это исхоженное вдоль и поперёк пространство навеки засвидетельствовало мои ребячьи подвиги и поражения, мои открытия и встречи, мои радости и боли, мои печали и отчаяния… Это место было и остаётся моим миром, мерилом моих ценностей, началом моих дорог…
В минувшем феврале исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Островского. В начале 60-х творческий тандем композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина ежегодно дарил стране (по бесчисленным заявкам радиослушателей и телезрителей) бесценные подарки — песни, объединённые затем в т.н. «Дворовый цикл», своеобразный песенный сериал. Озвучили его Иосиф Кобзон и Майя Кристалинская. В чём же был секрет успеха, казалось, таких простеньких, незамысловатых произведений? Мне кажется, в том, что история, о которой поведали авторы и исполнители, могла случится в любом дворе нашей необъятной страны. Мой старый добрый двор — не исключение. Я мог бы вспомнить навскидку две-три подобных истории — со счастливым финалом и без него. Кстати, «хэппи-энда» у авторов не случилось. Может, они и подумывали о нём, но в 1967 г. сердце Аркадия Ильича Островского остановилось. Он ушёл в расцвете своего таланта, оставив на рабочем столе ноты новых произведений… А жизненные, трогательные песни из «Дворового цикла» продолжают звучать и поныне. Они по-прежнему волнуют сердца не только моих сверстников, но и людей молодых, пробуждая в них самые лучшие человеческие чувства.
Фото 1979 г.: «И до Луны недалеко, когда вам — двадцать лет, только только — двадцать лет...»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев