•
О ДОСТОИНСТВАХ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ
ОБЫЧНОГО ПРАВА КАЗАХОВ "ЖЕТЫ-ЖАРГЫ"
В современном мире функционируют множество разных светских, религиозных, демократических и иных правовых систем. При этом абсолютное большинство из них являются публичными, т.е. не имеют естественной правовой основы, а проще говоря, - де-факто являются ИСКУССТВЕННЫМИ и созданы людьми с целью реализации множества своих и совершенно разных светских, классовых, преступных, личных и прочих, как правило, корыстных интересов.
Все это постоянно тормозит и уже не только сделало невозможным, например, реализацию геополитики глобальной интеграции и информатизации, но и вызвало в "инновационной" сфере правоотношений дикий рост популизма, протекционизма, проектов-профанаций и, как следствие, - породило гигантскую практику "распила" средств и получения "откатов".
В этом смысле обычное право казахов "Жеты-Жаргы" (в пер. - "Семь Уставов") является уникальным и бесценным мировым явлением, поскольку его давно апробированный "механизм" на деле и реально предоставляет собой прототип того самого Искусственного Интеллекта (ИИ), который позволит человечеству ... преодолеть текущий Мировой экологический, цивилизационный и технологический кризис.
Главный "секрет" обычного права казахов состоит в том, что оно изначально создавалось для себя и самим народом кочевников, жизнь которого всегда и в решающей мере зависела от естественного состояния родовых пастбищ (Природы) и общечеловеческого качества правоотношений между членами рода. Именно поэтому в их правовом сознании основным приоритетом были естественная(!) и практическая необходимость сохранения Природы, а главной задачей стало естественное и адекватное "среде обитания" ПОВЕДЕНИЕ каждого Человека и всего Народа как единого и "живого пространственного организма" (Ф. Ратцель, основоположник науки геополитика).
При этом естественные права, свободы и обязанности людей трактовались как понятия вторичные от качественного состояния Природы (родовых пастбищ) и производные от эффективности взаимодействия членов рода. В силу этого на практике правоприменения и в ходе отправления правосудия у казахов всегда, традиционно и безраздельно господствовали общечеловеческие(!) ценности, т.е. эталоны, нормы и нормативы естественного ПОВЕДЕНИЯ, не требования публичного и политизированного права, а методы точного учета, измерения и оценки ума, труда, товаров и услуг, вложенных в конечный результат работы людей.
Очевидно поэтому многие ученые-лингвисты и люди, знающие и "чувствующие" казахский язык, дружно отмечают не только наличие в нем множества мудрых пословиц и поговорок, но и то, что все они могут быть формализованы и стать основой, например, для создания в будущем некоего Мирового банка правовых, метрологических, экологических и иных алгоритмов.
Как и вся наша Вселенная, воспринимаемая нами в Семи цветах и воспеваемая в формате Семи нот, обычное право "Жеты-Жаргы" обладает системной полнотой и функциональной самодостаточностью. В этом плане никаких заимствований и добавлений от действующих ныне в мире публичных светских, религиозных и иных правовых систем, а также из римского, англосаксонского и прочих правовых школ не потребуется. Дело в том, что вся мощь естественного права и вся сила практики естественного правоприменения основаны на естественном (пространственно-временном) восприятии правовых явлений и процессов в цифровом формате не ниже 8Д.
В связи с этим уместно напомнить, что Президент РК Н. А. Назарбаев на XIV съезде НДП «Нур Отан» сделал вывод: «Главный вопрос современной политики - это вопрос о предназначении государства... Восстановление справедливого порядка и будет основой посткризисного мира». К сожалению, до сих пор среди ученых, политиков и практиков нет понимания того, что этот вывод на деле - есть требование поднять качество и эффективность математического обеспечения в сфере правоотношений государства, юридических и физических лиц страны. Между тем без освоения языка математики и без внедрения в практику правоприменения цифровых методов обоснования управленческих решений обеспечить среди людей справедливость и справедливый порядок просто и в принципе невозможно.
Объективно настало время вернуться вглубь веков и взять на вооружение представления древних ученых об информационной картине мира, в которой они пусть интуитивно, но четко выделяли:
- «матрешку», представляющую собой один единый механизм информационного обмена и взаимодействия Человек – Государство – Вселенная, но имеющую, как минимум, три уровня нормативной и правовой регламентации;
- среднестатистического Человека, которого определяли как цель, единицу измерения и критерий оценки состояния (в целом, интеграл) Государства одновременно в двух системах правовых статистических координат: идеальной (пространство-время Минковского) и реальной (пространство-время Римана) моделей пространства-времени Вселенной.
Всем следует это осознать и извлечь выводы из того, что современный глобальный кризис является рукотворным, а первоисточником его, согласно народной мудрости «7 бед – один ответ», является исключительно нежелание политиков и ученых естественно воспринимать мир, здраво мыслить и принимать адекватные управленческие решения.
Приведу пример. В начале "нулевых" годов Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ заявил, что «государство и народ разговаривают на разных языках». В результате моделирования ситуаций и анализа действующей практики информационного взаимодействия государственных органов со своими гражданами было установлено следующее: Естественный механизм приема, обработки и обмена информацией является типовым, унифицированным и состоит из 7 компонентов. Человек, как субъект познания и «мера всех вещей», имеет 6 органов чувств и восприятия, а мозг его обладает 7-й способностью интегрировать поступающие из окружающей среды 6 потоков информации в один результат (мыслить и делать выводы). В настоящее время все страны мира осуществляют информационный обмен и взаимодействуют со своими подданными, используя только 2 из 6 органов чувств и восприятия людей, т.е. только зрение и слух через СМИ. Это обеспечивает лишь двумерное (плоское) восприятие и только альтернативное (сравнительное) мышление.
Мышление представляет собой процесс синтеза (интеграции) 6 потоков информации в один 7-й алгоритм поведения. Качество и эффективность мышления следует измерять и оценивать не в потоке слов (демагогии), а как конечный результат (7-мерный плод) деяний Человека в окружающей среде. Так, еще Пифагор ставил и решал задачи познания гармонии окружающего мира через восприятие информации многомерно, в объеме и в движении, т.е. одновременно:
- в цвете (зрение), в звуках (на слух) и с учетом ароматов (обоняния);
- с учетом всего спектра тактильных, вкусовых и иных ощущений;
- различая информацию по качеству (субъективную и объективную), направленности (анализ и синтез) и т.д.;
- отображая информацию как физически определенную силу, геометрический вектор и форму пространства-времени.
В результате неукоснительного соблюдая правила «практика - критерий истины» Пифагору почти удалось создать особый и до сих пор не осознанный в должной мере метод познания диалектики (механизма) Вселенной. И поэтому ныне невозможно понять и оправдать чем-либо то, что глобальный и судьбоносный для всего человечества вывод В.В. Путина до сих пор остается вне и без внимания ученых, политиков и практиков, реформирующих системы государственной власти и управления.
Таким образом, современная мировая практика информационного обмена и правового взаимодействия, в т.ч. государств, физических и юридических лиц, а также в ходе осуществления правосудия жестко ограничены двумерным плоским и черно-белым форматом 2D. При этом исключительно в силу технологической и технической отсталости самого "электронного государства". С этих позиций задача модернизации всех государств мира должно иметь типовое, унифицированное и стандартное технологическое и техническое решение, обеспечивающего на всей планете естественный, нормальный и адекватный режим информационного обмена и взаимодействия Субъектов права в пространственно-временном цифровом формате не ниже 8Д.
Иными словами, предстоит ныне чрезмерно формализованный и де-факто бездушный мир общения конвертировать, унифицировать и трансформировать в мир действительно естественных, живых и человеческих отношений. И для этого наши предки уже давно создали все интеллектуальные предпосылки, а потому в ныне суверенном Казахстане имеются все необходимые политико-правовые условия, человеческие и материальные ресурсы.
В развитие темы об обычном праве казахов "Жеты-Жаргы", а также в целях актуализации содержания и адаптации его понятийного аппарата к современным "кибернетическим" условиям предлагаю рассмотреть две наши публикации:
- "К вопросу о мировом «электронном правосудии» на http://noocivil.esrae.ru/pdf/2016/1/1469.pdf ;
- "О необходимости конвертации, гармонизации и приведения законодательной базы РК в соответствие с современными научными знаниями и технологическими требованиями электронных систем коммуникаций" на http://www.zakon.kz/4623228-o-neobkhodimosti-konvertacii .ht… https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2098793073539665&id=100002269778701&__xts__[0]=68.ARDsWsu3jztqR0pVUnttTvYVzocg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев