Ну вот спустя 9500 евро, т.е. километров я вернулся из Прованса и настало время вам рассказать о нем.
Прованс в памяти русскоязычного (украиноязычного, белорусоязычного, молдовоязычного, так правильно?) человека всплывает при прослушивании знаменитой песни Елки или, чуть актуальней, выступлении Арестовича (есть такой балабол в команде Зеленского), предложившего требовательному Макрону в качестве территориальных уступок России подарить ей Прованс.
Задолго до Елки и Арестовича советский человек почему-то ассоциировал Прованс с майонезом. Может создаться мнение, что на въезде в Прованс вдоль дорог сидят бабушки с выставленными на продажу бидончиками майонеза "провансаль", что в каждом местном ресторане любое блюдо обязательно будет под майонезом, а из туристического магазина вы не выйдете без пяти, а лучше шести баночек истинного майонеза, который правильно делается только здесь.
Не стану утверждать, что Прованс прям совсем майонез-free зона, но после посещения региона могу сказать, что лично в моем топе ассоциаций с Провансом майонез теперь стоит не на последнем месте.
Прованс - это историческая область на юго-востоке Франции. Конечно Прованс может и должен ассоциироваться и с морем тоже, ведь официально регион во Франции называется Provence-Alpes-Côte d’Azur. Видите, в названии упоминается Лазурное побережье? А значит говорим Прованс и понимаем под этим и море тоже. Море и Альпы.
А между ними аграрный ландшафт вселенской красоты. Сочетание, заставляющее сотни миллионов людей со всей планеты наяривать на букинг.ком и скайсканнер именно в этом направлении.
При этом лично для себя все же четко разделяю Прованс и Лазурку. Лазурка - это про большие деньги, гламур, хайп. Про толпы, про цены, про Бриджит Бордо и Каннский фестиваль. Про беглых олигархов, про их яхты, бентли и про туристов, готовых потолкаться в борьбе за место на пляжном лежаке за 50 евро в день, чтобы на все это богатство посмотреть через экран айфона.
Прованс, в отличие от Лазурки, это полный дауншифтинг к христианской скромности. К сельскохозяйственному труду, к неказистым черепичным крышам и "мазанкам", к горным деревенькам, никогда не слышавшим о существовании "макдональдса", к праздникам урожая в качестве абсолютного апогея событийности. Здесь Salomon вместо PRADA, здесь Lamborghini - это древний трактор, здесь Chardonnаy от Caves за 10 евро бутылка, а не MOЁT ET CHANDON.
Даже название Прованса - соль провинциальности региона и означает просто "провинцию".
Название произошло от древних римлян - цивилизации, со временем исчезнувшей из Прованса, но оставившей после себя множество древних артефактов, до сих пор определяющих жизнь и будущее региона.
Я еще не был в Тоскане, но мне кажется, что они с Провансом ближайшие родственники и по красоте аграрного пейзажа, и по жизненным ценностям, а именно по возведению кухни, вина и женщин в культ.
Разве что в Прованс фотографы туманных рассветов реже заезжают. Но все это есть и здесь.
Что в Тоскане, что в Провансе, когда смотришь на местные красоты, есть мнение, что при создании их боженька чихнул в мольберт.
Одним из важнейших артефактов, оставшихся после Рима для Прованса стала лаванда. Римляне культивировали лаванду, считая ее главным антисептиком в своей медицине. Название lavare с латинского означает "очищать".
Ну и конечно благовония. Те, кому понравился первый в его жизни запах лаванды, больше не могут от него отказаться.
Еще тысячу лет до Христа лаванда стоила баснословно дорого, да и сейчас на стоимость растения не может повлиять даже химическая индустрия Китая.
В свое время лаванда предопределила развитие Прованса и его современный облик. Римляне, выбравшие холмистые участки Прованса между 800 и 1600 метрами над уровнем моря как оптимальными для роста лаванды, не могли себе представить, что две тысячи лет спустя регион будет выглядеть неизменившимся с тех пор.
И даже когда вся остальная Франция бросилась перекрывать свои аграрные ландшафты в пользу технической революции и ее заводов,
Прованс оставался верен своей лаванде. Ведь производство эфирного лавандового масла продолжало обогащать регион и без потребности в заводских трубах.
Да, будем честны, сейчас китайские химики сильно демпингуют цены и производство лаванды во Франции стало убыточным, но на помощь аграриям пришел инстаграмм и те же китайцы в качестве туристов.
Фотографии с лавандовыми полями являются визитными карточками региона.
А у кого поднимется рука лишать регион своей главной идентичности?
Главная проблемой для фотографов и ценителей прекрасного является конечно очень короткий период цветения лаванды.
Повезло тем, кто имеет возможность приехать в Прованс а начале августа. Тогда лавандовые поля получают всю свою мощь цвета, что мы можем видеть на фотографиях в интернете.
Красота,лаванда очень необычной красоты,очень нежный приятный аромат,цветет не долго но обалденно красиво,а лавандовое масло обладает очень многими полезными свойствами,супер
Комментарии 2