Шейх Салих али аш-Шейх, да хранит его Аллах, сказал:
"... у человека есть два вида обязанностей:
• Обязанности человека перед Аллахом;
• Обязанности человека перед рабами Аллаха.
Человек, выполняя свои обязанности перед Аллахом, помнит о том, что Аллах наблюдает за ним. А сложнее всего чувствовать контроль Аллаха тогда, когда речь идёт о человеческом языке. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил на это внимание, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». Из всех обязанностей пред Аллахом тяжелее всего претворить в жизнь оберегание своего языка.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел людям либо говорить благое, либо молчать. Это указывает на то, что молчание – это более низкая степень, чем произнесение благих речей.
Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в первую очередь повелел говорить благое, а только затем упомянул молчание.
Во-вторых, к молчанию прибегают только тогда, когда нечего сказать из благих речей. Поистине, человек будет рассчитан за то, что он говорил.
Аллах Всевышний сказал:
لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей» (Сура ан-Ниса, аят 114).
«…(призывают) совершать одобряемое (шари‘атом)…» — то есть: велят совершать все обязательные и желательные религиозные предписания, запрещают совершать все виды запретных и нежелательных деяний, обучают людей религии, и так далее.
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое…» — то есть: пусть велит раздавать милостыню, пусть велит совершать все виды одобряемого, пусть говорит то, что примиряет людей. Во всех остальных беседах нет блага, хотя некоторые беседы могут и быть разрешенными шари‘атом. А иногда беседы могут быть и нежелательными. Поэтому лучше молчать, чем погружаться в такие беседы.
«…говорит благое или молчит…» — человек должен беречь свой язык, либо произнося благое, либо храня молчание, и именно это является признаком веры в Аллаха и в Последний День.
Тяжелее всего человеку даётся оберегание своего языка.
Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дотронулся до своего языка и сказал, обращаясь к Му‘азу: «Придерживай это». Му‘аз, да будет доволен им Аллах, удивился и спросил: «О, пророк Аллаха, неужели с нас взыщется за то, что мы говорим?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!»
(ат-Тирмизи, 2616; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/428; ибн Маджах, 3973; Ахмад, 5/231; ‘Абду-р-Разакъ в своём мусаннафе, 11/194; ибн Аби Шейба в своём мусаннафе, 5/320; ат-Табарани в «аль-Кабир», 116; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/447; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 3/39).
Это указывает на то, что опасно шевелить языком, произнося то, что не является благом, ибо это будет доводом против тебя, а не за тебя. Если человек много говорит о дозволенных вещах, то это постепенно приведёт его к тому, что он начнёт вести нежелательные и запретные разговоры. Именно так и происходит в действительности. Люди, которые говорят слишком много о том, что не является благом, постепенно приходят к запретным речам. Например, они постепенно начинают обсуждать человека в его отсутствии, начинают сплетничать, возводить клевету, чрезмерно льстить кому-то, и так далее.
Следовательно, вера в Аллаха и в Последний День побуждает человека беречь свой язык, и тем более все остальные органы тела. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай» (аль-Бухари, 6474)".
См. "Шарх арбаин ан-Нававийя", хадис № 15
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев