Во всех церковных праздниках есть некая доля снисхождения к человеческой слабости, точнее к наличному состоянию человеческой природы. Смысл любого церковного праздника не в том, каков человек, а в том, к чему он призван. В итоге в нашем сознании всегда живет парадокс: реальное человечества и даже реальное сообщество христиан представляет собой нечто далекое от идеала, но именно это сообщество деклариует этот идеал.
Праздник Троицы или Пятидесятницы — не исключение. В самом его двойном названии заложены два взаимосвязанных смысла. С одной стороны, это праздник движения Бога к нам, в нашу сторону: Отец настолько любит мир и человечество, что отдает своего Сына, но мало того, Он, посылая Святого Духа, как бы обеспечивает, чтобы дело, совершенное Сыном, жило в чесловечестве, чтобы люди жили и действовали в соответствии с даром Боговоплощения, чтобы они действительно были учениками Христа, богами не по природе и ипостаси, а по благодати. Поэтому мы называем наш праздник Троицей — все три ипостаси участвуют в нашем спасении. С другой стороны, мы празднуем возможность того, что мы можем ответить на действие Бога по отношению к нам. Теперь у нас есть Церковь, особый «инструмент», с помощью которого человек может выполнять Божью работу. В чем суть Церкви? В том, что даже неидеальный, грешный, слабый человек получает доступ к сокровищу благодати. Наши недостатки, недостатки конкретных людей как бы компенсируются действием Святого Духа. Само существование Церкви преодолевает, разрешает тот парадокс, о котором я сказал в начале: мы призваны к идеалу, к обожению, но уже в самом начале пути мы освящаемся действием Бога. Он и в самом начале нашего пути к Нему и, конечно, в самом конце. Но и весь наш путь к Богу тоже совершается не без помощи Божией. «Одно учение слова Божия, — пишет святитель Тихон Задонский, — которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого — Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев