В проповеди на день её памяти протоиерей Андрей Ткачёв восхитился подвигами святой мученицы, подчеркнув, что она является сугубо прославляемой именно западными христианами, то бишь католиками, и что эта святая, будучи пятнадцатилетней, вызвала на брань самого диавола и одолела его. Не случайно, подчеркнул проповедник, Жанна д,Арк считала Маргариту своей покровительницей.
Не случайно и героиня романа Булгакова - тоже Маргарита, которая борется за своё земное счастье, с тем же самым диаволом, носящем имя собственное - Воланд. Протоиерей Андрей говорит, что диавол коварен, силён и хитёр, ограничивая, однако, сферу его деятельности. Так вот, "бог века сего" (именно так называет его Апостол) ещё и начитан, образован, эрудирован как никто из людей на всём белом свете. И своей начитанностью он охотно делится с людьми, вовлекая их в бесконечный процесс борьбы за "светлое будущее". Он тщеславен и в отличие от Христа, Который сознательно не принимает славы от людей, славу любит, "и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали его: учитель, учитель" (Мф. 23, 7), и чтобы быть ему прописанным в Конституцию с заглавной буквы. Он вооружает Мечтой человека. Мартина Лютера в Европе или Мартина Лютера Кинга в Америке. Сейчас приходится убеждаться в том, что "мечта" завела мир Божий в тупик. Пример событий, происходящих в Америке, показателен. С одной стороны - Трамп и его белое теперь уже меньшинство, обречённое на дальнейшее вымирание, противостоит которому - чёрное и цветное (под флагом ЛГБТ-сообщества) меньшинство, призванное расти и множиться, причём не за счёт естественного прироста, а исключительно благодаря вовлечению в свои ряды новых приверженцев. Америка реально становится ареной борьбы с будущим.
Предлагают политики и телевизионные эксперты определиться и нам. Либо возврат в социализм, который был в Белоруссии до вчерашнего дня при Лукашенке, против чего дружно бунтует теперь весь белорусский народ, либо в будущее вместе с Европой, как на Украине, где всё население вынуждено горбатиться на плантациях польских панов. Так оборачивается Мечта прозой жизни, горькой и муторной, как похмельный синдром.
Возвращаюсь к роману Булгакова, в котором Воланду - чопорному, вальяжному и брезгливому, как сам Басилашвили, противостоит нищий, безродный и вызывающий лишь жалость и сострадание Иешуа. Причудливо проецируются они на земные свои аналоги - энергично борющуюся за своё счастье Марго, сподобившуюся чести быть королевой на балу у сатаны, и Мастер, смиренно отказывающийся от борьбы и становящийся пациентом психбальницы. И символизируют эти два персонажа - Мастер и Маргарита - два разных подхода ко Христу. Первый из них - еретический - предполагает в человеке борца и героя, обречённого, как Дон Кихот, биться насмерть с ветряными мельницами и умереть героем. Второй - православный - означает: увидеть распятого на кресте Страдальца и замереть пред Ним, с жалостью и состраданием. Православный Устав (Типикон) с его 9 службами суточного круга означает одно - отказ от попыток обустроить (перестроить) этот мир на началах разумных и справедливых. Хотя предстоять Богу в непрестанной молитве, в том числе и о заблуждающихся еретиках - удел очень немногих, избранных. И искать их следует не в интернете, а в православных монастырях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17