В 1928 году в Париже вышел в свет сборник «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества».
В его основу легли материалы анкеты, составленной выборными войсковыми атаманами и правлением «Казачьего союза за рубежом». Одним из основных был вопрос о будущем казачества в «Новой России».
Все, откликнувшиеся на анкету, выказали уверенность в самосохранении казачества и неразрывность его будущего с Россией. Пожалуй, наиболее точно и ярко эта мысль прозвучала в словах бывшего командира 5-го Уральского казачьего полка Н. Шипова: «Не жить Казакам без России и России без казаков, крепкий кулак сильнее отдельных пальцев».
Анализ содержания анкет показал стойкую убежденность в том, что ни оторванность от исторической Родины, ни целенаправленная политика советской власти не в состоянии уничтожить казачество.
Казак Кубанского войска генерал-лейтенант П.И. Кокунько писал: «Вопрос о сохранении или упразднении казачества – праздный вопрос… пламя души угасить не во власти человека…». Дух казачества, по мнению донского казака В.В. Короченцева, определяли «... преданность России, безграничная любовь к своему краю, рыцарское понимание долга, чести. Благородное стремление к власти, религиозность и бескорыстие …».
К числу духовных ценностей и внутренних качеств казака Н.М. Мельников отнес психологию свободного человека, независимый характер, чувство собственного достоинства, широкую терпимость, предприимчивость, умение защищать свои права.
Несомненной силой казачества является любовь к Родине, которая занимает одно из ведущих мест в иерархии казачьих ценностей. Н.Д. Авксентьев, И.К. Зенков были единодушны в утверждении, что казаки умели сочетать «нутряную любовь» к своей малой Родине – казачьим областям, с любовью к Родине большой – России.
Казаки, оказавшиеся в эмиграции, не мыслили будущее казачества вне Российского государства. В.Г. Науменко полагал, что казаки, «доказавшие всей своей историей и доказывающее теперь верность и любовь к своей Родине, займут в Новой России надлежащие место».
При этом, отмечает член Донского войскового круга И.К. Зенков, такое сохранение необходимо не только в интересах казачества, но и самой России». Атаман Заокеанской казачьей станицы М.М. Скальдов (Казмичев) предостерегал тех, кто «эгоистически решает свое личное дело безотносительно к России, к этому родоначальному древу, без соков которого отдельные ветви усохли бы и сделались достоянием костров разного рода хищников».
Поэтому, убежден митрополит Евлогий, в будущем казачество обретет свое благополучие только в тесном государственном единении с Россией, и что «вера православная и крепкое, здоровое русское сознание навсегда останутся незыблемыми основами этого единства, что оно по-прежнему верой и правдой будет служить обновленному и возрожденному государству российскому…». Но для этого необходимо продуманное построение отношений между казачеством и государством, что предохранит казачество «как от вредного обезличивания, «расказачивания», так и узкого, нездорового сепаратизма».
Большинство казаков-эмигрантов отстаивали идею единой, сильной России, только в этом случае способной отстаивать свои национальные интересы. Терский войсковой атаман, генерал-лейтенант Г. В. Вдовенко уверен, что сила России не во внешнем насилии, а во внутренней организованности, которая достигается тогда, когда народ будет привлечен «к самодеятельности, к самоуправлению, к тем основам народоправства, без которых не может существовать ни одно государство».
Безусловно, такой образец давали организация и традиционные устои казачьих войск. Подтверждение этой идеи мы находим у А.В. Карташова, бывшего министра Временного правительства, который писал: «Россию придется строить на сочетании начал здорового централизма и здорового федерализма. В казачестве заложен синтез этих начал… И во внутреннем духе самого государственного уклада казачества счастливо сочетается дух здорового национального консерватизма с духом здорового свободолюбивого демократизма».
Важное место, на наш взгляд, в анкете занимают вопросы о сильных и слабых сторонах казачества. Ответом на первый вопрос пронизаны все рассуждения авторов. Основные ценные принципы идеи казачества четко сформулировал член Терского войскового правления Д.И. Писаренков: «абсолютная равноправность и равнообязанность казаков, политическая, социальная и хозяйственная, народоправство в своеобразных казачьих формах, демократизм в лучшем его выражении и войсковой уклад всей общественной жизни».
Слабые стороны казачества рассматривали не многие, поэтому какие-либо обобщения делать сложно. Историк П.Н. Милюков отметил недостаточную культурность и свойственные этому уровню просвещения пороки, не перешедшее из инстинкта в сознание чувство солидарности. Аббат Шарль Кенэ считает, что «казакам необходимо развитие политического сознания».
Слабостью казаков является и то, что они слишком поддаются духу индивидуализма, независимости и неповиновения, так как это лишает их силы единства и заставляет их политически играть на руку маленьким партиям и ничтожным личностям. В.В. Короченцев так же обратил внимание на «не всегда одинаковую солидарность в решении важных вопросов», приводя в качестве примера раскол в период Ермака, в период восстания Кондратия Булавина, при атамане Каледине.
К числу недостатков И.П. Карташов отнес ненормальные отношения с неказачьим населением, к которому казачество относилось с чрезвычайным презрением. Более того, Б.Н. Уланов считал большой исторической ошибкой Донского войска, что оно своевременно не приняло в свой состав все донское крестьянство. Целесообразно было, писал он, принимать в свой состав новых граждан. «Американцы «американизируют», а казакам надлежало «оказачивать»
Можно также привести наблюдения Г.И. Чапикова, в большей степени характеризующие казаков в повседневной жизни: «… У казаков причудливо уживаются простодушие, склонность к увлечениям, легковерность до наивности и даже легкомысленность… Не обладая по своей натуре ни методичностью, ни пунктуальностью, ни длительным упорством и будучи нередко лишено правильного руководства, казачество часто не могло до-водить до конца иногда блестяще начатого дела».
Таким образом, в размышлениях о прошлом, настоящем и будущем казачества четко прослеживается национальное, культурное единство, живая связь с Россией. Без России подавляющее большинство трезвомыслящего казачества своего существования не мыслило.
В 1928 г. член Донского войскового круга Б.Н. Уланов писал: «Я убежден, что казачество…, гораздо больше, чем многие, кто афиширует свой патриотизм, российскость, сделают, чтобы Россия в истинном смысле возродилась, воскресла».
Источник - статья С.А. Головановой. ЕДИНСТВО СУДЬБЫ КАЗАЧЕСТВА И РОССИИ (по материалам анкеты казачьей эмиграции 1928 г.) // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы десятой Кубанско-Терской научно-практической конференции / Под ред. С.Н. Лукаша, А.А. Цыбульниковой. Армавир, 2016.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев