Места со следами жизнедеятельности древнего человека в окрестностях села Громы
(из сборника статей и рассказов о Малой Родине)
Из истории возникновения и развития археологических культур древнего человека в Приангарье следует, что древние люди обитали (жили) в окрестностях села Громы на много тысячелетий раньше, чем дата основания села (конец XVI века). При этом обитавшие здесь древние люди принадлежали всем выявленным археологическим культурам каменного и бронзового веков (VI - I тыс. до н.э.). Данный исторический факт полностью подтверждается наличием в окрестностях села следов жизнедеятельности древнего человека.
Карта 1. Окрестности села Громы (1900 - 1960 годы).
В окрестностях села Громы известны четыре места со следами жизнедеятельности древнего человека (см. карту 1 и фото 1). Первое место располагалось на правом берегу Ангары возле устья речки Сухая Баля (1). Второе место - на горе Балинский Камень (2). Эти места представляли собой скальные обнажения, состоящие из известняка. Древний человек использовал вертикальные плоскости известняка для нанесения рисунков (петроглифов).
Фото 1. Следы жизнедеятельности древнего человека.
Третье место располагалось также на правом берегу Ангары возле устья речки Большая Баля (3), что немного выше скальных обнажений. В этом месте была стоянка древнего человека. Здесь находилась неглубокая пещера, которую древний человек использовал как жильё. Непосредственно на месте расположения пещеры находились залежи белой глины. Местные жители использовали данную глину в гончарном ремесле и для побелки потолков и русских печей в домах. Такая побелка не пачкала одежду. Предположительно, что древний человек аналогичным образом тоже использовал белую глину в своём быту. Четвёртое место - это село Громы и прилегающие к селу поля (4). Во время вспашки земли в Громах был найден каменный (нефритовый) топор. Возраст найденного топора составляет не менее 6 тысяч лет. Возможно, что на месте находки было древнее захоронение. Сейчас найденный в Громах нефритовый топор должен экспонироваться в археологическом музее Иркутского университета. Кроме этого, местные жители находили и другие предметы быта древнего человека, но не придавали этому должного внимания. К сожалению, специальных археологических исследований (раскопок) в окрестностях Громов не проводилось.
Фото 2. Наскальные рисунки в окрестностях села Громы.
На скальных обнажениях правого берега Ангары, ниже устья речки Сухая Баля, располагалась настоящая художественная галерея протяжённостью почти 1,5 км. В этом месте учёные обнаружили порядка 100 различных рисунков. На скальных обнажениях Балинского Камня обнаружено порядка 20 различных рисунков (см. фото 1 и 2). Многие рисунки оказались незаконченными или частично разрушенными (утраченными). Некоторые из них имели совершенно не понятные формы. Техника нанесения рисунков основывалась на способе "гравировки" или выбиванием контура методом "точечной ретуши". Так же использовалась и природная красная краска. В целом, обнаруженные наскальные рисунки в значительной степени отражают характер жизнедеятельности древнего человека. В настоящее время часть данных наскальных рисунков демонстрируется в Иркутском областном краеведческом музее. Имеющиеся сведения о возрасте наскальных рисунков весьма противоречивы. Точно установлено, что рисунки имели различный возраст. Одни рисунки со временем разрушались, а на их место наносились новые. Рядом со старым рисунком наносился новый рисунок. Весьма вероятно, что возраст наскальных рисунков не превышал 5 - 6 тысячелетий. Основным персонажем наскальных рисунков являлся лось (сохатый). Для древнего человека лось - это священное животное достойное мистическому поклонению. Добытый древними охотниками лось надолго обеспечивал племя мясом. Из кожи лося изготавливалась обувь с длительным сроком носки. Нарезанные из кожи лося ремни и ремешки обладали повышенной прочностью. Ремешки использовались для крепления наконечников стрел и копий к древкам. Для крепления топоров к топорищам, ножей и скребков в ручкам и т.д. Крепление осуществлялось специально "распаренными" ремешками. После высыхания ремешков, крепление становилось исключительно прочным. Из рогов лося изготавливались наконечники стрел и копий, гребни для расчёсывания волос и т.д. Из сухожилий получали прочные нити. Лопатки лося использовали как обычные современные лопаты.
Фото 3. Изображения культовых обрядов.
На вершине Балинского Камня находилось место, где тунгусские шаманы совершали различные культовые обряды, включая обряды жертвоприношения. Это место тоже могли использовать и древние шаманы. Шаманизм появился в Приангарье более 8 - 10 тысячелетий назад. Вероятно, что именно проводимые культовые обряды древних шаманов отображены на скальных рисунках Балинского Камня (см. фото 3). Примечание к одному из рисунков - украшать головной убор, имитируя наличие двух рогов, присуще именно тунгусским шаманам. Все перечисленные места со следами жизнедеятельности древнего человека ныне затоплены Братским водохранилищем. Надёжно "законсервированы" для будущих поколений. В настоящее время случайные археологические находки возможны на береговых обнажениях (обрывах), созданных в результате размывания берегов. Также возможны находки рисунков на прибрежных скальных обнажениях. Возможны находки в лощине речки Сухая Баля.
После прошлогоднего подъема воды наверное очень много интересного можно обнаружить на скалистых берегах, ведь часть их обвалилась, и стали обнажены породы, которые были скрыты под толщей камней и почвы несколько веков, а, может, и тысячелетий.. а что-то на неопределенный срок ушло под воду.. когда я была маленькая - ходила далеко за скалы по берегу в Добчуре. Где-то там лежал камень с отпечатком какого-то древнего животного. Маленький, похож на ракушку.. сейчас этот камень, скорее всего, находится под водой..
Есть еще три палеолитических местонахождения на левом берегу водохранилища - в Громовском заливе, на Пирсе на стрелке водохранилища и залива Озерная Баля, и местонахождений Южный, на северной стороне залива. Возраст - 34 тыс. лет и около 50-55 тыс.(?) лет.
Обсуждение предыдущей заметки о посёлке Южном позволило выяснить, что названия улиц на картах «Яндекс» неправильные. Правильные названия приведены на фото 1. Кроме того, обсуждение позволило определить месторасположение многих зданий и объектов посёлка. Конечно ещё остались некоторые сомнения и вопросы, которые хотелось бы обсудить и уточнить.
Наш земляк Парилов Василий Петрович герой русско-японской войны 1904 - 1905 годов
Биографический очерк
Наш земляк Парилов Василий Петрович является настоящим героем русско-японской войны 1904 - 1905 годов. За неполные два года войны он был награждён двумя Георгиевскими крестами III и IV степени, а также двумя медалями.
Комментарии 10
когда я была маленькая - ходила далеко за скалы по берегу в Добчуре. Где-то там лежал камень с отпечатком какого-то древнего животного. Маленький, похож на ракушку.. сейчас этот камень, скорее всего, находится под водой..