В чем смысл и символическое значение этого действия Христа?
- Мы можем посмотреть песнопение, совершаемое в этот день. Тропарь звучит так: "Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость". В этом тропаре говорится о том, что мы должны приносить плоды добрых дел, недостаточно только веровать. Что интересно, в это время смоковницы не плодоносят. Надо понять, что Христос на примере этой смоковницы показал, что, во-первых, в любое время год Он вправе от нас требовать плодоношения, потому что мы не знаем, когда Господь будет собирать Свой урожай: люди могут умирать и зимою, и летом, и осенью. Святитель Иоанн Златоуст дает такое истолкование: Христос во время Своего первого пришествия никогда никого не проклинал, не наказывал, говорил, что Он пришел не судить, а спасать. Но проклятием смоковницы Он показал нам, что в Своем втором пришествии придет именно как Судья. С другой стороны, Христос показал, что если бы захотел, то тех людей, которые Его арестовывали, допрашивали, учиняли против Него казнь, мог бы иссушить одним словом, чтобы ученики были посвящены в тайну могущества Его. Ведь о том, что Он преобразился на горе Фавор, знали только три ученика, и им было запрещено кому-либо об этом рассказывать, пока Он не воскреснет из мертвых. А здесь уже все 12 учеников убедились в том, что Он обладает силою и может произнести проклятие, потому что Бог – истинный Господин всего мира, по праву Творца Ему принадлежит все, что существует во Вселенной. Здесь Христос засвидетельствовал, что Он может и наказать, и принести благословение, произнести проклятие и проявить милосердие. В день Суда, когда будет Его второе пришествие, Он придет как Судья, и одним скажет: "Войдите благословенные в покой Мой", а другим - "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его".
Смоковница – это символ еврейского народа ветхозаветной Церкви, народа, который, к сожалению, не принес те плоды, которые мог ожидать от них Христос. Апостол Павел пишет, что все, что было с ними, относится и к нам, христианам, достигшим последних времен. В Послании к римлянам апостол рассуждает: "Если Бог не пощадил природных ветвей, смотри, пощадит ли и тебя" (Рим., 11:21). С нас, христиан, более серьезный спрос, если мы не приносим плоды нашей веры. Человек живет так, как он верит, и верит так, как он живет.
- Получается, что повествование о бесплодной смоковнице соответствует поговорке "Вера без дел мертва"?
- Это известные слова из Послания апостола Иакова, который рассуждает: "Покажи мне веру твою без дел твоих". Как ее можно показать? И апостол Иаков добавляет "а я покажу тебе веру мою из дел моих". (Иак, 2:18). Поэтому, действительно, есть вера мертвая и есть вера живая. Мертвая вера – это отсутствие подлинной веры. Например, один человек говорит: "Я верую в Бога", а другой говорит: "Я верю Богу". Разница между первыми словами и вторыми – огромна: один человек верит в существование Бога, в то, что Бог есть, а второй доверяет Богу и выстраивает свою жизнь в соответствии с Его волей. Очень часто представители искусства, спорта, политики на вопрос, верят ли они в Бога, отвечают: "Да, там что-то есть". Для христианина этого мало, мы должны не просто верить в существование Бога - мы должны доверять Ему. Апостол Павел говорил о себе: "Я верю Богу", что значит, принимаю с доверием каждое Его слово, каждую заповедь, которая имеет для меня жизненное значение.
- Получается, что образ неплодной смоковницы можно растолковать как слова Господа: "Не всякий говорящий "Господи, Господи!" войдет в Царство Небесное"?
- Да. Если мы будем просто декларировать свою веру, что будет проявляться в наших словах, суждениях, может быть, даже в очень грамотных суждениях, но никак не будет сказываться на нашей жизни, тогда горе нам. Ибо этим людям, которые будут говорить в день Суда: "Не Твоим ли именем мы пророчествовали? не Твоим ли именем многие чудеса творили?", Христос скажет: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф., 7:22-23). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что самое страшное мучение – это не адский огонь, а видеть лицо Спасителя в день Суда, Который отвращается от тебя, и слышать Его грозные слова: "Я никогда не знал тебя". Ведь о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем, и если Он прекращает диалог с любой частью творения, оно прекращает свое бытие. Здесь Христос выносит приговор, бытие не прекращается, ад – это и есть жизнь без Бога, вакуум, в котором человек, оставшись один на один со своим грехом, будет раздираем этой пустотою, миром без Бога.
- Вы сказали, что Господь, иссушив смоковницу, показал Свое могущество. Но до этого было явлено уже много чудес, в том числе воскрешение Лазаря, изгнание бесов.
- Могло сложиться впечатление, что Господь лечит, прощает, милует, но люди ни разу не видели, что Он кого-то наказал. Святитель Иоанн Златоуст на это обращает внимание, говоря, что Христос всех прощал. Но в этом случае Христос действует необычным способом – проклинает, показывает, что Он не только милосердный Господь, но еще и Божественный Судья, который вправе требовать от каждого верующего, о котором Он позаботился (Бог заботится о каждом своем творении), чтобы было ответное движение с его стороны.
Когда мы говорим о любви, предполагается любовь между обусловленными личностями: нельзя любить электричество или камень. Если Бог проявляет свою Божественную любовь по отношению к нам, откликом на эту любовь является желание исполнять Его заповеди. Сказано: любящий Господа исполнит Его закон.
Протоиерей Олег Стеняев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1