Мудрые и добрые, весёлые и юморные, внимательные и заботливые... Ваш негасимый задор неизменно заражал всю округу. И во всём-то вы могутные были- всё, за что не возьмётесь, - всё делали справно.
К вам приходили за советами, за богатым вашим жизненным опытом – послушать, как бы поступили старые люди, что бы сделали – коли живы были бы родители ваши, да родители родителей ваших. Жизни учили нас, молодых, ненавязчиво, по-доброму.
Знали баушти агде браво, агде гадко, кады зачин делу давать, кады месячко на убыль, али на прибыль, кады лучче обождать маленько. По Луне погоду предсказывали: коли молодик сердитый – на рагу стоит, погода жаркая будить, а коли на спине – гадко будить, ветренно. Баушти старинные – всё знали че к чаму, а мы-то теперича че знаим, да ниче не знаим.
Уразумели правильными именами унуков али унучек наречь, штобы бравыми людьми стали, да жили праведно. Примечали, каку молодуху швыдкой назвать при случае али шамотанкой. Каждой гадкой бабе было своё имя: шалаболка, халда, полоротка, ругателька, облайка, крикунья, нидапёка, кулёма, нидоумка, нидалуга, мухлёвшыца, матюжница, мазуля да крутель …
Многое вы понимали и помнили – читали наизусть молитвы и заговоры, ловко умели лечить своими руками, да волшебными словами. Легко успокаивали капризных деток, правили струшенные головы, ставили на место кости, умные вы наши домашние лекарки тел и душ наших!
Всё-то вы в этой жизни повидали, всё пережили: нужду и стужу, голод и войну, резиновые колхозные сапоги да нищенские копейки за трудодни. Фсе падруди пирижытыи, фсе сколь прожили, чиво тольти не было. Усё на своём вику видали, труднасти приняли, от зари до зари работали, таперича и пензия бальшая, да ничаго ни возьмёшь…
Рано вы наши бабули поседели, но духом не пали... Не было у вас сроду ни маникюра, ни косметики. А стирка-то какая у вас была! Стирацца с утра начинаешь и цельный день пластаисся у диривянных шайках. Полоскаца приходилося у студёной води, бывало у речку ходишь, да у речти полоскаисся.
Ваш хлеб из русской печи не забыть никогда, аромат ваших штей и каш, стряпни и топлёного молока не заменить никакими благами! Сколько теста перемесили ваши рученьки!? Ой, бывало мисёлкой месишь тесто, месишь, усе рути вывернешь, да не бросишь. Надо упечь тарочти, творожанки, пироженики, ржанушти, маковти, калачи да булти…
Огородина ваша была на зависть любому. Ой, че браво родилась огородина да быдто у нас – лук, часнок, маркова, угурцы, оё че родилась – ужась!
До самой глубокой старости оставался у вас чистый взгляд, светлый ум и ясная память, хучь к старости спина ни гнёцца… Акалечились у колхози, усё болит и рути и ноди…
Вы в любое время готовы были запеть песню и завести частушку, а вспомнив ушедших в мир иной – затянуть грустный причет. До самых белых седин оставались ваши голоса звонкими и пели-то вы суставошно – голосисто, хлёстко. И звали-то вас песельницами за любовь к песням, усе собирались и песни шипко браво пели, и на свадьбах пели, и на вячорках.
Не знали вы ни табаку, ни вина, никаких других гадостей. А знали наперёд как мы жить станем, какую одежду носить, да будет всё у нас не по-вашему.
Одежда ваша – канфинные курмушти да сарахваны, цветастые шали да запоны, медовые антари – теперь, словно памятник вам, который держа в руках, испытываешь трепет и благоговение.
Дорогие наши семейские бабушки! Почитали вы предков и родителей своих, любили внуков и детей. Характерные, смиренные, кокетливые и строгие одновременно.
До чего же вы у нас были интересные! Сроду таких баушек больше не будет! Только в памяти нашей теперь и живётя!
Автор рассказа Варанкина Е.В. В данном рассказе реальны только имена родственников автора, остальные имена вымышлены, совпадения случайны. Рассказ основан на реальной истории из жизни. Одна из целей создания данного рассказа - познакомить читателей с речью и говором старообрядцев Забайкалья - семейских.
Семейские - русские старообрядцы, высланные Екатериной-II в 18-м веке в пределы Забайкалья (Иркутская губерния - ныне Республика Бурятия) из западных областей России. Основная цель переселения - освоение необжитых целинных земель. В 2001 году культура семейских Забайкалья признана ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».
Комментарии 125
Наших БАБУШЕК!