В последнее время часто слышу отголоски не слишком вдохновляющих мнений: поэты и писатели сейчас никому не нужны, особенно людям власть имущим, системе нужна здоровая рабочая сила, а не думающие люди, лирики, мыслители. Ещё и какими-нибудь рифмоплетами или бумагомарателями обзовут - проку от них?
Однако сам факт выхода в свет сборника «Ника» – это подтверждение тому, что отношение к творчеству деградирует не везде и не всегда, тому, что развитие литературного мастерства на региональном уровне имеет значение для местной администрации, что есть ещё люди, которые считают, что на развитие литературы стоит тратить ресурсы.
Сборник «Ника» издан при финансовой поддержки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в рамках муниципальной программы: «Мероприятия в области культуры 2018-2021 г.г.».
Даже администрация небольшого поселка смогла изыскать средства, чтобы поддержать творческих людей, а ведь в маленьком населенном пункте по объективным причинам всегда мало средств, но очень много материальных насущных задач, решение которых требует вложений. И тем не менее безусловно прав тот руководитель, который понимает прописную истину: не хлебом единым сыт человек. Человек – не машина, ему нужно слово, Тело питается хлебом, а душа – словом.
На мой взгляд, ценность подобных проектов в первую очередь заключается в том, что они помогают сберечь голос малой родины в большом хоре национальной литературы. Никовцы, как они сами себя называют, говорят голосами родного поселка (Олег Никулин), Чёрного моря, стремятся сохранить местные легенды (Любовь Деткова), отражают в словесном зеркале близкие, известные на всю страну места, каким стал, например, лагерь Орлёнок (Владимир Яблоков).
Сборник Ника получился эклектичный не только по жанрам (на его страницах приютились и стихи, и проза, и публицистика), но и по широте ростверка авторского пера.
Особенно хотелось бы отметить вклад Любови Детковой, как замечательного автора и Олега Никулина, как руководителя объединения «Ника», литературного редактора и автора. Стихи Любови Михайловны светлые, легкие, воздушные, как будто вся тяжесть этого мира вообще не коснулась этого человека, читаешь ее стихи и улыбаешься.
Со сложным жанром детской поэзии Любовь Михайловна справляется с виртуозной непринужденностью, которую скорее всего, сама даже не замечает. В достаточно небольшой подборке, которую смог вместить общий сборник «Ника», всё же видна многогранность творчества автора, способного воплощать в жизнь все цели, которая может ставить перед собой детская поэзия. Стихи Любови Михайловны не только развлекают, приоткрывая детям окно в мир (стихотворение «Рыбаки»), но и воспитывают, и обучают. Так, например, стихотворение «Я хочу служить на море» легкими словесными стежками шьёт для маленького мальчика, возможно, форму моряка в будущем, будит в детях интерес к профессии, воспитывают их. Игривое и озорное стихотворение «Весёлая тучка» позволяет полюбоваться интересным образом шалуна-дождика, который хлопает пузырики по лужам, и тем самым учит детей образно мыслить.
Общению с природой учит, например, стихотворение «До грозы». Автор задорно рассказывает детям о том, что все насекомые прячутся от дождя, только смелый червячок-дождевичок «выполз на тропинку и ждёт дождинки». Вполне вероятно, у ребёнка возникнет вопрос, почему червячок-дождевичок не боится дождя. Так он узнает ненавязчиво, как бы в игре ещё одну тайну природы.
Стихотворение «Бурый мишка» учит детей осторожности, умению жить в ещё неузнанным до конца и во многом опасным для него окружающем мире. Ребёнку всего лишь прочтут стишок, но он, услышав, как бедный мишка, потревожив пчёл, ещё долго сидел «водолазом с заплывшим глазом», уже не полезет к пчелам.
Несмотря на очевидную лёгкость, стихи Любови Детковой технически правильные, выверенные по всем правилам классического стихосложения. Хотелось бы чтобы на творчество этого авторов было обращено более пристальное внимание, в том числе и в плане возможности финансирования издания ее детских книг, поскольку они бы могли действительно принести пользу нашим детям.
Любовь Михайловна далеко не единственный автор, творчество которого хотелось бы отметить. В сборнике «Ника» достаточно много удачных произведений. Среди них, например, стихотворение Олега Никулина «Эхо войны». В нём красками природы автор заставляет ожить картину военной были: берёзки становятся медсестрами в белых халатах, клены – солдатами, которые стоят в дозоре, и снова как бы становятся обнажены в тихие часы старые раны окопов, близ которых рябина роняет кровинками бусы. Отрадно, когда автор находит новые возможности для описания военной картины. Это становится словно бы ответом для тех, кто считает, что всё уже написано, и лучшее что можно сделать в стихах – это заново перемыть тысячу раз затертые слова про раны ветерана и тому подобное.
С другой стороны, такое удачное стихотворение Олега Никулина заслуживает другого названия, нежели приевшееся слуху «Эхо войны», в первую очередь, чтобы не возникало ассоциаций с известными песнями. В подборке Олега Гавриловича не только война и боль, в ней весна по посёлку цокает звонкой капелью, и солнце светит вкусное, как хлеб – удивительное, тёплое сравнение.
Хочется поздравить также Александра Соловья с находкой многими прочувствованной, но никем еще не высказанной истины: «так одиноко быть самим собой». Ведь действительно такими, какие мы есть, нас принимают немногие, если вообще принимают и озарением одарен тот, кто сможет первым просто и емко облечь в слова переживания многих. Поздравить можно также Наталью Новикову со стихотворением «Минута тишины», в котором автору удалось свежо, непритворно описать, казалось бы, привычные картины, Анастасию Фетисову с останавливающей внимание и эмоцию метафорой, ведь только ей удалось увидеть, как ветер пощипывает речную поверхность воды. Анне Горгоме удалось завлечь стихотворением «Серый» до конца, и для юного автора это, безусловно удача. Остаётся только пожелать найти более неожиданную развязку для её в целом интересного стихотворения, оно этого заслуживает.
Проза, представленная в сборнике, также достойна внимания. Удачно также заставила служить выражению эмоций описание природы Анастасия Фетисова в рассказе «Туча». С удовольствием мною был прочитан рассказ Дины Хохловой «Царская Казна», хотя в отношении этого рассказа боюсь быть пристрастной, потому что стоило только прочитать, «что когда-то царскую казну охрана везла за границу через перевал от Апшеронска до станции Лазоревская, чтобы отправить её за границу, но довезти не смогла» (интересная для меня тема), сразу стало интересно узнать продолжение.
С осторожностью прикоснулась к отрывку из повести «Враг у волчьих ворот» Адама Авжияна. Насторожили далеко не вопросы к авторскому мастерству, которых не было ни одного. Автор привлекает отточенным слогом и эпитетами-находками, например, навязчивый человек не просто надоедлив, «старик был дотошно липкий», интересно, правда? Беспокойство вызвала попытка описать военные события так сказать «с другой стороны Луны», вызывая жалость и сопереживание к врагу. На мой взгляд, к восприятию подобных произведений читатель должен быть хорошо подготовлен.
Особняком выделяется в сборнике работа Льва Калустова «Последняя обитель апостола Симона Кананита – сына праведного Иосифа Обручника» Статья скорее представляет кропотливо собранный научный труд, нежели развлекательное творчество, поэтому заслуживает отдельного издания.
Для многих авторов, особенно представленных в сборнике немногочисленными подборками, публикация может служить своего рода авансом на будущее творческое развитие. Руководителю «никовцев» Олегу Никулину ещё предстоит огромная работа со многими авторами, для того чтобы научить собратьев пера по-новому писать о старом, вниманию к рифме и размеру, а также стилистической и семантической точности. В качестве примера авторской неудачи, далеко, кстати, не единственной можно привести строчку из стихотворения Елены Беркут, которая пытается услышать «то, что без чего никак».
Несмотря на вышеописанные недостатки, материал, представленный в "Нике", безусловно заслуживает того, чтобы быть сохранённым на бумаге, к тому же если не поддерживать начинающих авторов, то не будет и мастеров, а в итоге не будет и тех, кто станет говорить на русском, и не встанет Россия в свой немыслимый рост как в выдающимся, на мой взгляд, стихотворении Крикора Мазлумяна «Говорите на русском», а ведь «только так во Вселенной, в чистом пламени звёзд, на великом, на русском, нас услышит Христос!».
Кандидат филологических наук,
Член Международного союза писателей и мастеров искусств,
Руководитель клуба молодых литераторов КРО СП России,
Людмила Мурашова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев