Предистория этой поездки тянется далеко во времена Советского Союза, если не глубже. Можно вспомнить, что Ак-Тюз был основан как урановый рудник, закрытый поселок, сюда ссылали на работы неблагонадежных, здесь до семидесятых или до конца шестидесятых, врать не буду, жили и работали ссыльные чеченцы, это уже далеко потом поселок стал открытым, основной добычей стал свинец. И вот именно в Ак-Тюзе прошли наши школьные годы, где градообразующим предприятием был горно-обогатительный комбинат, включавший в себя карьер, обогатительную фабрику, сопутствующие службы: гараж, инфраструктура поселка, торговля и т.д. У нас была очень хорошая школа, детский садик, столовые. Все перечислять нет смысла, просто можно отметить что Ак-Тюз был самодостаточным поселком городского типа.
Ак-Тюз представлял собой сырьевую базу КГМК, что расшифровывалось буквально как Киргизский горно-металлургический комбинат. Основной добываемый металл был свинец, в небольших количествах шли сопутствующие редкоземельные металлы. Свинец – продукт распада урана, поговаривали что на случай войны
2
в штольне где-то были законсервированы запасы урановой руды, хотя это могла быть просто руда с большим содержанием свинца, суть от этого не особо меняется. Работа наших родителей заключалась в том, что на карьере взрывали скалы, содержащие рудный материал, руду вывозили на обогатительную фабрику, где она проходила все стадии дробления от щековых дробилок, конусных, грохота, до шаровых мельниц, превращавших руду в пыль, затем обогащение флотационным способом и на выходе из цеха фильтрации загружались машины концентратом и шли в Орловку на головное предприятие КГМК для дальнейшей переработки. Не могу сказать какие еще редкоземельные металлы добывались, но местные шутили, что у нас есть вся таблица Менделеева.
Счетчик Гейгера на предприятии зашкаливало от счастья, родители уходили на пенсию по первому списку, никого не удивляло, что часто человек не доживал до пенсии или умирал не дожив до шестидесяти лет. Отец умер в 1977 году в возрасте 47 лет, похоронили его там-же.
Жизнь распорядилась так, что служба на Северном флоте, семья, двое детей при выходе в
3
запас оставили мою семью в Ярославской области, вскоре Советский Союз отдал Богу душу, все республики стали независимыми и в первую очередь, естественно, стали притеснять некоренное население, русских оккупантов, проедая запасы созданные во многом благодаря этому – же некоренному населению, в общем ничего нового в революционных движениях не изобрели. В итоге, слава Богу, мы успели перевезти и семью брата и нашу матушку сюда-же в Ярославскую область.
Часто приезжать на могилу к отцу в силу отдаленности естественно возможности не было, так например матушка в своем возрасте не была на могиле с 1980 года, т.е. 30 лет, мы с братом приезжали в 1993 году. В это время уже назревало гонение против русских достаточно интенсивно, народ старался уехать в Россию, хотя разговаривая со знакомыми руководителями разных уровней, с местными жителями разных национальностей, видно было что все осознают губительность полной миграции русского населения для промышленного производства, в частности для КГМК. Я не берусь судить однозначно кто прав, кто виноват, но то что у нас не хватило ума и воли сохранить все созданное нашими предками – иногда кольнет где-то в глубине. На сегодняшний день – КГМК мертв.
4
( Уважаемые оппоненты, не нужно закидывать меня помидорами и тухлыми яйцами – я перепечатываю свои воспоминания от 2011 года).
В конце девяностых мы с братом Александром стали задумываться о возможности перезахоронения отца. Его могила осталась единственной из всех родственников по нашей фамилии, остальные похоронены в Восточном Казахстане, ухаживать за могилой некому. И конечно главной мотивацией было то, что матушка должна упокоиться рядом с мужем. Проконсультировались и попросили благословения у отца Василия, настоятеля Болтинской церкви, который, выслушав все наши доводы, дал свое благословение, объяснив как правильно организовать данное предприятие. Однако от задумки данного предприятия до его реализации прошло долгих четырнадцать лет.
Итак – лето 2011 года, все совпадает как нельзя лучше для нашей поездки: дети уже взрослые, жена Надежда 2 сентября справляет юбилей и хочет проехать в Саратов к родственникам, а это на границе с Казахстаном, влезаю в интернет и знакомлюсь с трудностями данного путешествия. Ничего невыполнимого не нахожу и на 1 сентября планируем выезд. Едем на машине Дэу-Нексия 2010 года, с хорошим двигателем 109 л.с, без кондиционера.
Вышли из Рыбинска в час ночи, с расчетом пройти московские пробки с минимальной потерей времени. Дорога до Москвы достаточно хорошая, новая объездная по Владимирской области приятно порадовала, существенно сэкономив нам время. Рязанская трасса ничего нового по сравнению с Ярославской не открыла, все примерно тоже, чувствуется что вокруг городов и крупных поселков интенсивно идет строительство дачных массивов небедных людей. Причем такое чувство, что по масштабам строительства каждый стремится обойти соседа. Впрочем, кто я такой, чтобы осуждать их за это?
Стелла на въезде в Рязань понравилась, остановились и сфотографировались. Останавливались для фото или когда природа шикарная, или комичные названия. У нас есть фотографии реки «Вобля», поселка «Сексеул», в пустыне. Река Москва особо не поразила размерами по сравнению с Волгой, однако надо отметить что берега не загажены и все достаточно ухожено.
Без особых приключений добрались до Саратова, где живет старшая сестра жены Таня с мужем Женей. За весь путь до Саратова только в
6
районе Саранска ночью за нами долго ехала милицейская машина, набрав на видеорегистратор компромата с пересечением полос, обгонами – остановила нас, взяли взятку в 2000 рублей и выписали штраф по минимуму на 500р. за мелкое нарушение.
В Саратове сразу бросилась в глаза во дворе огромная куча арбузов, оказалось – тракторная телега, и Женя рубил эти арбузы курицам. Такое кощунство на глазах у нас, северян! Мы вместе с курицами от души повеселились. Днем побывали на месте приземления Ю. А. Гагарина. Там находится памятник Гагарину, капсула, в которой приземлился Юрий Алексеевич. С интересом побродили по аллеям, фотографировались, капсула поразила своими небольшими размерами, долго гадали как в ней может уместиться даже не один космонавт. Аллеи ухоженные, чувствуется забота об этом месте, что приятно порадовало.
Вечером от души покушали арбузы и дыни прямо с поля, научились выбирать спелые дыни по запаху, в общем провели время очень познавательно и интересно, особенно для чревоугодия. Женя положил нам половину багажника арбузов и дынь, зная что впереди у нас
7
пустыня. Забегая вперед, надо сказать что это был очень правильный шаг.
Хорошо отдохнув, выехали из Саратова рано утром, чтобы пройти границу без особых очередей. К 9 утра подъехали к границе, перед нами было всего 4 машины. Проходим Российскую границу – паспортный контроль: в махонькой будочке за грязным стеклом сидит уставшая с утра женщина, дежурные вопросы, просит жену подойти ближе к стеклу, так как фотография не очень похожа, но все достаточно быстро и через 20 минут едем на Казахскую границу. Та же самая процедура, но пост оснащен электроникой, вложили паспорт в компьютер, встали перед камерой, ввод данных и вся процедура заняла 10-15 минут. На выезде с пограничного поста за 5 минут оформляем страховку на автомобиль и меняем рубли на тенге. Решили для начала обменять 5000, курс рубля 1р.=4,95 тенге. Получаем почти 25000 тенге и трогаемся по Казахстану.
Буквально первый поселок поразил своей ухоженностью: побеленные одноэтажные дома, никаких развалин, брошенных домов. Рядом с поселком кладбище – все надгробия выложены кирпичем в виде небольших склепов. Причем или от знатности рода, или от финансового
8
положения наследников – все надгробия разные по величине и немного даже по архитектуре. Встречались даже такие, что вначале мы думали что это мечеть, и только подъехав к середине длинного забора, или стены данного надгробия, увидели указатель, что здесь похоронена « Курбан-Баба». Надо отметить что в любом мало-мальски приличном поселке или ауле, как они называются, обязательно присутствует свежевыстроенная мечеть, строят их красиво и богато, пластиковые окна, красивые минареты. Не заметили брошенных полей и разваленной техники, (к нашему стыду), поля все обрабатываются, жизнь идет в нормальном режиме. Первоначально неприятно резали взгляд плакаты с фотографиями отца народа, даже там где не видно было ни одного аула ни спереди, ни сзади – портреты Нурсултана Назарбаева присутствуют вдоль всей трассы.
Дошли до Уральска, или Оральск на местном современном диалекте. Строительство идет полным ходом, здание Уральского университета поразило и замыслом архитектора и исполнением: красота и самобытность. Архитектура строительства города приятно порадовала – люди не копируют ни запад, ни восток, строят добротно, с выдумкой привязанной непосредственно к местным климатическим
9
условиям и традициям, чувствуется что архитектор имеет свое мнение и хороший вкус.
От Уральска свернули в пустыню, пошли южным путем. Сама пустыня далась достаточно непросто, так как именно в это время по всей трассе совместное предприятие « Бахыт-Китай » проводило ремонт дороги. Техника вся новая китайского производства, размах строительства впечатляет. Отрезается кусок дороги километров в 15, делается объездная асфальтированная дорога неплохого качества, на каждый участок ставится своя асфальтовая установка. Работа кипит, те участки дороги, что уже запущены в эксплуатацию – поражают своей добротностью. Везде установлены знаки, что при высоких температурах большегрузной технике проезд по трассе запрещен, и что удивительней всего – это соблюдается при почти полном отсутствии милиции.
Проезжая по пустыне не перестаем удивляться тому, что при почти полном отсутствии кормов, за исключением верблюжьей колючки, гуляют стада коров, овец и верблюдов, пусть и немногочисленные и не столь уж упитанные. Остановились сфотографироваться с верблюжьей колючкой еще зеленой, цветущей. Цветет она
10
сиреневым цветом, даже нюхали ее не пахнет-ли она сиренью – нет, абсолютно нет запаха. Надо отметить что свое название она полностью оправдывает – к ней страшно прикоснуться, столько колючек на ней. Не укладывается в голове каким образом ее едят не только верблюды, но и овцы и коровы. Впервые в жизни увидел живого варана, он перебегал дорогу и надо сказать я поразился с какой скоростью – примерно как куница или кошка на хорошем скаку, если можно так выразиться. Длиной он показался мне сантиметров 40-50.
Возле строящегося полотна дороги встречаем стреноженную верблюдицу на выпасе. Вокруг только песок, если внимательно присматриваться, с трудом можно найти 2-3 небольшие и основательно запыленные колючки. Экзотика! Останавливаемся и фотографируемся с верблюдицей, еще и беременной. Она весьма лояльно относится к нашему интересу, не бежит и не плюется во все стороны, вопреки расхожему мнению. Пока ехали по пустыне фотографировались и с сухим саксаулом в центре пустыни и с цветущим и с зеленым ближе к выходу из пустыни.
На выходе из пустыни после жары, сплошной пыли объездных дорог – встречаем небольшой
11
канал со шлюзами, выложенный бетонными плитами по протоку, южные люди знают о чем я говорю. Вода в канале совершенно прозрачная до самого дна, видны маленькие резвящиеся рыбки. Вода, конечно, не сильно горячая, местное население не купается, но для нас не избалованных высокими температурами и основательно пропотевшими и запыленными – это чудный оазис! Мы от души купаемся в этом ручье. Сентябрь месяц – искупаться в открытом водоеме, да после такой жары – ради таких вот радостей маленьких стоит жить и работать. Проехали небольшой город Аральск. Бросается в глаза новое строительство двухэтажных коттеджей типового проекта без особых изысков, но в масштабе впечатляющем. Строят из самана промышленного производства, по размерам совпадающем с простым одинарным кирпичем, ложат на глину, крыши в основном из металлопрофиля и обязательно пластиковые окна. Внушительно. Попадается реклама о продаже жилья по цене 15000 тенге за кв.м. Пересчитываю на рубли – 3000 руб/кв.м. По нашим зарплатам вполне приемлемо, хотя их уровень жизни я не знаю. Однако строить в таких впечатляющих масштабах не имея четкой стратегии рынка сбыта думаю что никто не станет,
12
значит в каких-то формах это и есть доступное жилье. Надо отметить что строительство в больших масштабах из этого кирпича идет от Аральска до самой Киргизии, и везде виден и масштаб строительства и добротность исполнения. Сразу вспомнились уроки истории, что Америка вышла из великой депрессии благодаря масштабному строительству дорог, потянувшему за собой всю экономику. Крамольная мысль – а ведь заслуженно развесили портреты Назарбаева по всей трассе, он этого достоин!
На выходе из Аральска останавливает передвижной пост ДПС, спрашиваю что я нарушил, отвечает что пока не знает, давайте посмотрим. Проходим в машину, стоит компьютер, инспектор вводит данные моей машины и эта сволочь шаг за шагом начинает отслеживать все мое перемещение через весь город, не находит нарушений. Инспектор поздравляет меня с тем, что через весь город я прошел без единого нарушения и желает счастливого пути. От души благодарю и отмечаю про себя что это действительно профессионал своего дела, из тех редко встречающихся представителей, которые даже если наказывают за нарушение, то не остается чувства гадливости,
13
они умеют делать свое дело не унижая достоинства, молодец.
Кзыл-Орду проходим по окружной и до самого Чимкента, или нынешнего Шимкента уже достаточно уставшие не замечаем даже прелестей природы. Въезжаем в Чимкент, с замиранием сердца смотрю по сторонам, высматривая знакомые улицы и места, где я провел целых четыре года во времена учебы. Вокзалы стоят новые и современные, строительство изменило город так, что я практически не узнаю его, понимаю что прошло почти сорок лет и смиряюсь с течением времени. Названий тоже не очень много сохранилось старых, например не встретил Белых Вод, город Джамбул пропал, теперь это город Тораз. Чем провинился казахский поэт – для меня загадка, может тем, что он еще и Советский, написал обращение к блокадному Ленинграду: « Ленинградцы – дети мои, Ленинградцы – гордость моя…»
В Торазе останавливаемся в гостинице. Кстати сервис в Южном Казахстане и в Киргизии достоин того, чтобы на нем остановиться отдельно. Наш сервис проигрывает с сухим счетом! Номер всегда с душем, санузлом и достаточно недорогой по нашим меркам. Для сравнения гостиница в г.
14
Кант, в Киргизии, нам обошлась в 600 рублей на двоих. Номер люкс, кондиционер, кровать 2 х 3 м., диван, два кресла, телевизор, чайник, журнальный и обеденный стол, душ, санузел. Только въехали в Башкирию, а это уже Россия, нам предоставили крохотный номер величиной с ту кровать, в номере две кровати с пружинными сетками, из удобств – окно на соседнюю стену, постельное белье сомнительной свежести – эта прелесть стоила 2000 рублей. Номер люкс за 2500 – отличается наличием журнального столика и букета цветов. Душ – в коридоре общий, туалет – во дворе. Ощутимая разница, к сожалению не в нашу пользу! В этом вопросе мы выглядим не в очень выгодном свете.
Но я отвлекся от нашего путешествия. Утром пораньше едем на границу с Киргизией. Киргизия не вступила в зону единого таможенного союза, поэтому кроме паспортного контроля и наркоконтроля, здесь еще и таможенники. Очередь приличная, хотя в основном пешеходы и пассажиры автобусов. Высаживаю Надежду и она без вещей самостоятельно идет проходить контроль, сам становлюсь в очередь. Казахскую сторону прохожу минут за 15 без придирок и взяток. На киргизской стороне начинается очень знакомая картина: сидят в двух окнах молодые
15
ребята, разговаривают между собой и очень заняты, им не до тех, кто стоит возле окна и ждет оформления документов. В конце концов очередь начинает двигаться и берут мои документы. Проверив по электронной базе, выходит в коридор и отзывает меня в сторону, мило улыбаясь заявляет что нужен «Салам» и можно ехать, даю 1000 рублей. Смотрит на меня и заявляет, что «Салам» вроде маленький, твердо говорю «Достаточно». Отдает пропуск календарного вида и теряет ко мне всякий интерес. Спрашиваю что делать дальше у такого-же туриста, но уже прошедшего все и направляюсь в здание таможни, где нет ни одного человека. Ура! Повезло. Но действительность меня быстро остудила: таможенник только один и минут 10-15 принимает по телефону данные блатных машин, которые нужно оформить без проволочек. Жду. Освободившись, дает мне бумажку для заполнения и уходит куда-то. Закипает тихая ненависть к бюрократии, не имеющей ни совести, ни национальности: ну почему сразу не отдать эту бумажку для заполнения, тем более что народа больше не было и нигде он ее не регистрировал! Заполняю декларацию по образцу и тупо жду появления этого «Башкармы». Надежда давно прошла
16
пеший контроль и ищет меня, вижу ее и советую ждать на выходе. Минут через 15 подходит слуга закона, смотрит декларацию, уточняет что я приехал на день – два и оформляет на месяц, мол меньше нельзя, причем все это оформление чиркает только на моей декларации, запрашивает 500 рублей. Даю 1000 и на вопрос что здесь больше чем нужно, отвечаю что все нормально, получаю декларацию на руки, не расписываясь нигде, регистрации декларации в книгах тоже не заметил. Выхожу к машине, стоит еще один солдатик с автоматом и начинает откровенно выпрашивать взятку «Сколько не жалко». Совершенно наплевательское отношение его предшественников уже создало мерзкое настроение, очень жаль что под руками не было купюр поменьше, даю 500 рублей и на вопрос что вроде как и мало – отправляю к предыдущим коллегам. Поделиться. Выезжаю из пропускника взвинченный ожиданием и отношением, искусственной затяжкой пропускного режима, встречаю не менее раздраженную супругу, которая также стояла в очереди, пока представители за стеклом обсуждали последние новости со знакомыми, пересекающими границу, и конечно всем было не до очереди за окошком. Отплевываемся от чувства гадливости и
17
стараемся успокоиться. Выезжаем в сторону Бишкека.
Дороги киргизской стороны содержатся тоже в приличном состоянии, видно что их поддерживают, а вот свежего строительства не особо заметно. На въезде во Фрунзе, или Бишкек, как стояли одноэтажные домики вдоль дороги, построенные еще немецкими поселенцами, так и стоят, такое чувство что вернулся во времена студенческой молодости на автобусе еду по городу. Кое где встречаются новые заборы и изредка мелькнет свежая постройка. Доезжаем до Бишкека – кроме дорожной рекламы, нет ничего нового, те же панельные пятиэтажки и домики немецкой постройки, даже автовокзал тешит взгляд той же архитектурой и облупившейся краской. Останавливаемся покушать – вдруг радует приличный ресторан, хорошее обслуживание и очень достойная кухня. Это все поднимает настроение, немного сглаживает негативные воспоминания от теплого приема на границе. Взбодрившись едем дальше. Путь через Токмак ничего нового и примечательного не открыл, только на стелле на въезде в город вместо
«Токмак» написали «Токмок». Подъезжаем к Быстровке, нынешний Кемин, вот здесь
18
изменения видны невооруженным взглядом. На месте маленького вокзала – приличный рынок, куча магазинчиков и кафе. Все правильно, ведь здесь проходит трасса на Иссык-Куль. Время уже перевалило на вторую половину дня, а мы еще не доехали до Ак-Тюза, поэтому не останавливаясь едем дальше. Сворачиваем на мост в сторону Ак-Тюза. Бурулдай и Белая школа приятно радуют взгляд свежими постройками мечетей, больше ничего нового, на мой взгляд, не видно, хотя жизнь идет, вода из речки отведена в арык и используется для полива, ведь рудник не работает и загрязнять речку некому. Ну воть, хоть какая-то польза от того, что предприятие околело. Въезжаем в горы за Ильичем, до Чертова Моста осматриваю места просто с ностальгией, возле Моста начинаю удивляться и понимать как много времени прошло. Те робкие березки, что высаживались по склону справа от дороги, если смотреть в сторону поселка, шумят приличным лесом, горы не видно там, где они красавицы метров по 6-8. Облепиха разрослась настолько, что остановившись на дороге сфотографироваться – мы ели облепиху не сходя с дороги. Вавиловский сад живой, кто-то построил себе домик в саду, ухаживает за ним, даже ограда существует. Недалеко от сада встречаем шлагбаум кеминского лесничества, останавливаемся на роднике. Вода из родника – чудо как хороша, с удовольствием пьем, умываемся и заполняем все имеющиеся емкости. Вокруг родника деревья обвязаны ленточками на счастье, сам родник ухоженный с любовью, выложена стенка камнем и бетоном, сохранив особые азиатские мотивы в стиле архитектуры. Добрались до Ак-Тюза, по пути встретив маршрутку, уже хорошо, значит жизнь продолжается. Ак-Тюз встретил нас довольно разбитой дорогой, хотя до поселка дорога приличная, здания цеха фильтрации и самой фабрики живы, внутрь не заходил. Контора гаража, бытовка, пожарка – разобраны на кирпичи, остановился сфотографировать наш дом на нижней площадке, где мы жили с Азаровыми. Дома нет, остался только фундамент. Возле клуба памятник Ленину живой, правда слегка ободраный от времени, а самого клуба нет, на его месте стоит небольшой частный домик. Часть домов разобрана, магазина в верхнем двухэтажном доме нет, дома кстати тоже, там жили учительница Куляй Джандыбаевна, Еволенко, Чернухины. Остальных не помню, извините. Гостиницу разобрали, много домов снесли, но пару домов после нашего отъезда возле школы поставили. Едем по Восточной в сторону кладбища и – о чудо! Дом на Восточной где жили
20
Пахалуевы а потом мы – живой! Правда он стал одноквартирным, стороны где жили Корневы – нет, зато с нашей стороны пристроено вместо деревянного – крыльцо из пеноблока, на нем нарисовано, даже наверное написано, красивое панно с лебедями. Впечатляет, подняло сразу настроение, взгляд зацепился за наш каток, который тоже живой и даже огорожен солидным забором из плит.
Едем целевым на кладбище, т.к. день уже клонится к закату.
Кладбище открывается издалека приличными деревьями. С волнением захожу на территорию – кладбище хорошо разрослось со дня последнего посещения. Иду вглубь, попадаются знакомые имена: т. Вера Колесова, царство небесное, грибы собирать была большая мастерица, да и просто человек хороший, соседка по Восточной, всплывают в памяти другие усопшие. Приглядываюсь по годам, стараясь примерно найти 1977 год. В это время Надежда, не обремененная воспоминаниями о знакомых, просто идет вглубь кладбища и прямиком выходит к могиле отца! Зовет меня, воспоминания отменяются, спешу к нему. Отмечаю боковым зрением, что ограды все целы,
21
памятники не разрушены, спасибо местным жителям за это.
Подхожу к могиле, смотрю на фотографию и не могу сдержаться. Захожу внутрь ограды, здороваюсь и настолько не могу сдержать слез, что невозможно говорить. И вот я, пятидесятичетырехлетний мужик сижу рядом с памятником своему сорокасемилетнему отцу и реву как ребенок, навзрыд, пытаясь сквозь слезы разговаривать с отцом и передать все, что хотел сказать пока планировали это предприятие, пока ехал сюда. Монолог с перерывами на слезы продолжается минут 20, я не помню когда я так плакал в последний раз, наверное где-то в школьные годы. Спросив разрешения и извинившись что тревожу вечный покой, набираю земли с могилы в ящичек, снимаю фотографию и надпись с памятника, убираю в машину. Рядом лежит чета Голевых, родители и брат Саши Голева, одноклассника, однокурсника и хорошего друга, царство небесное вам всем. Могилы в хорошем состоянии, нужно сообщить Саше. Иду искать тещу брата Нагорную т. Шуру, нахожу почти сразу. Нагорная Александра Яковлевна, 41 год, господи какая молодая! Здороваюсь, передаю приветы, сообщаю что все живы и здоровы, что у нее уже трое правнуков и семеро внуков. Фотографируем могилу. Еще раз
22
простите, что нарушил покой, темнеет, пора ехать. Въезжаем в поселок на Восточную, останавливаемся и спросив разрешения, захожу во двор и фотографирую наш дом вблизи со всех ракурсов. На душе удивительно спокойно, ведь с 1977 года я только в третий раз смог посетить отца, и сейчас после перезахоронения смогу приходить к нему в любое время! Даже не верится, ото здорово, а матушка-то как будет рада.
Выезжаем из Ак-Тюза, в Кемине спрашиваем насчет гостиницы, узнаем что все гостиницы закрыты и едем дальше. Гостиницу находим только в Канте, но очень приличную, отдыхаем до утра. Утром выезжаем в сторону границы, не доезжая Бишкека мелькает указатель, сворачиваем в сторону Алма-Аты. По пути попадается очень интересный парк отдыха на воде в китайском стиле: стоят отдельные беседочки прямо на озере, все очень красиво. Доезжаем до пропускного пункта и нас разворачивают на центральный пропускник, так как у нас российская машина. Возвращаемся на 60 км. назад. Ну что мешает на указателе написать полную информацию? Ладно, набираемся терпения, впереди еще половина пути, нельзя нервничать. Добираемся до пропускного пункта в Бишкеке, высаживаю
23
ходом. Заезжаю на территорию киргизской стороны, отправляют в отстойник. Подходит пограничник, выкладываю все из багажника. После пустыни – все в ужасной пыли, бедный парень добросовестно делает вид, что проверяет, сообщает что если собачка что-нибудь учует, то будем снимать всю обшивку. Готовлюсь к очередной взятке, прикидываю что согласно воспоминаниям участников в интернете, они варьируются примерно в районе 3000. Пограничник сообщает что пограничный контроль я прошел и он передает меня наркоконтролю. Даже намека на «Салам» или
« Пока» нет! Подхожу к столу, где они заполняют документы за одним столом, наркоконтроль представлен в виде средних лет специалиста с собачкой. Собачка на привязи недалеко от стола. Переговорив между собой и что-то написав на бумажке, пограничник ставит две печати, оба расписываются и отдают мне документы, желая счастливого пути. Не веря окончанию процедуры ( а где помотать нервы? А где намеки на взятку?), переспрашиваю и получаю подтверждение что проверка окончена, могу идти на паспортный контроль. Благодарю ребят, от души желаю им удачи и иду на паспортный контроль, прорхожу его за 10 минут и выезжаю на казахскую
24
территорию. На казахской границе вся процедура занимает минут 15-20 и выезжаю с хорошим настроением и без единой взятки на обоих границах. Особо удивляюсь последнему фактору! Надежда уже прошла все давно, сидят на лавочке с совершенно незнакомой киргизкой наших лет и активно обсуждают какие мужики все бездельники и как тяжело киргизским ( русским ) женщинам в отсутствии поддержки со стороны сильного пола, тянуть бремя семейного очага в одиночку. Все нормально, жизнь продолжается, едем дальше. Обратную дорогу проложили через Балхаш и Северный Казахстан.
Достаточно быстро закончились поселения и мы вышли в зону полупустыни, Жара, пыль на ремонтируемых участках дороги, все знакомо. Единственная отрада, это то, что ремонт здесь ведется по полосам, т.е. не полностью перекрывается дорога, а закрывается одна полоса и ремонтируется, а по второй идет реверсивное движение. По сравнению с пустыней это такой пустяк, что и за неудобство не воспринимается. Часа в четыре вдали появилась вода, подъезжаем ближе, убеждаемся что это не мираж, есть нормальный съезд к большому озеру. Жара стоит приличная, сворачиваем не раздумывая. Подъехали, спугнули пару лебедей, которые прямо так испугались нас, что отлетели метров на
25
50-70 и присоединились еще к четверке сородичей. Место абсолютно безлюдное, небольшая табличка сообщает, что мы находимся у резервуара для сбора сточных вод. Размеры впечатляют, другого берега не видно. Готовим по чашке хорошего кофе и от души, не считаясь со временем, купаемся в озере. В отсутствии людей Надежда расхрабрилась и купается топлесс, валяем дурака как дети, наслаждаясь теплом и водой, тем более осознавая что это наше последнее купание дор следующей весны. Ведь у нас уже после Ильина дня, 2 августа, купаться прекращают. От души набултыхавшись собираемся и едем дальше. Лебеди как плавали, так и нас проводили не улетев.
До Балхаша добрались без особых впечатлений, встречаются редкие аулы, рядом почти с аулы – кладбища, застроенные кирпичными надгробиями. Вдоль Балхаша идем по берегу, поражаемся размерами этого озера. Дорога в основном идет вдоль заливов, но где встречается открытая гладь озера – другого берега не видно. Вдоль озера по дороге продают копченую рыбу, но по этой жаре не рискуем покупать, решаем купить в районе Самары, чтобы довезти до дома.
26
Город Балхаш обходим по окружной дороге и очень скоро дорога становится почти идеальной – приближаемся к Астане. Столица поражает и размахом строительства и обилием новых красивых мечетей. Встретили несколько православных храмов, достаточно много русских в городе на хороших машинах. Останавливаемся и у первого встречного водителя, казаха, где-то наших лет – спрашиваем правильно ли мы едем к границе? Объясняет довольно доброжелательно и толково, никакого даже намека на антипатию не заметили. Поблагодарили. Проезжаем через весь город, любуясь архитектурой. Идем на Кустанай. Все чаще встречаются шахты и огромные отвалы горной выработки. Надо отметить что мобильная связь работает практически везде и очень часто встречаются плакаты с рекламой телефонов МЧС. Наряду с шахтами все чаще встречаются пшеничные поля такого размаха, о которых я слышал только от брата, он в свое время сезон отработал комбайнером в этих местах. Попадается уборочная техника, вся новая, за весь путь увидел только один комбайн СК-5, который обкашивал неудобья, закругления в конце поля и разделял эти самые поля на небольшие участки метров по 500, потому как полностью поле зачастую такое, что его не охватить взором. Бригады комбайнеров в основном состоят из 12-15
27
мощных новых комбайнов с жатками метров по 6-8, вдоль дороги часто встречаются элеваторы. Уборка идет потоком: убранное поле тут же перепахивают и засеивают озимыми, брошенных и заросших полей не попадалось вовсе. Работы не прекращаются даже ночью. От души порадовались за сельское хозяйство Казахстана, молодцы, сохранили. Так вдоль пшеничных полей и кое-где вдоль подсолнечника добираемся до самой границы. Границу проходим уже по накатанному и очень быстро, узнав по пути что с 1 января отменят еще какие-то контрольные функции, кажется миграционные карты, въезжаем в Россию.
Удивительная метаморфоза с природой – проезжаем километров пять и резко начинаются милые сердцу леса, и если на указателе написано «Река такая-то» или «Ручей…», то уверенно не увидишь пустое русло, обязательно течет вода, вроде сама природа подыгрывает административным границам. В Казахстане сплошь и рядом - указатель реки, огромный мост, а русло сухое, нет воды!
Проезжаем Уральские горы. По географии школьного курса помню что Уральские горы – старые, в основном похожи на холмы. Когда шли
28
южным путем через пустыню, все так и было, но здесь другая картина. Солидные скалистые перевалы с приличным перепадом высот, уши закладывает от перепада давления, а это показатель серьезных высот. Однако дорога очень хорошая, никто не нарушает правила, все ведут себя спокойно и этому есть простое объяснение: на каждом подъеме или спуске дежурит машина ДПС, напрасно не останавливают, но блокировали все надежно, никто не лихачит. Надо отдать должное стараниям ребят – во многом благодаря их усилиям на этой сложной трассе мы не увидели ни одной аварии. В горах часто попадаются и реки и озера. Озера в основном обжитые различными местами отдыха, но встречаются и в первозданном виде. Конечно у нас, только что прошедших пустыню и безводные степи, взгляд цепляется за эту красоту.
После Уральских гор находим отель и останавливаемся на ночлег. Сервис – никакой, условия я описывал выше, но выбора нет и смирившись ночуем.
Рано утром выезжаем, время поджимает, спешим. С рассветом идем полным ходом по Башкирии. В чистом поле, которое уже убрали комбайны, но еще не перепахали – встречаем нефтяную вышку. Впервые вижу ее в натуральном
29
виде, а не по телевизору. По телевизионным впечатлениям считал ее огромной, с кучей обслуживающего персонала и очень удивился: стоит небольшое сооружение метров пяти высотой, вокруг никого, никаких емкостей или трубопроводов на поверхности, вплотную к ней стоит трансформаторная подстанция и видно что комбайнер обкашивает эту вышку как простой телеграфный столб. В полном одиночестве этот журавль качает и качает, не обращая ни на кого внимания. Останавливаемся, с интересом рассматриваем и фотографируем эту вышку. Потом встречаем много вышек и в полях, и в лесу, но нигде не видели обслуживающего персонала, нигде не видно емкостей или трубопроводов – все под землей, соединить такую сеть трубопроводами, да еще закопать их – масштабы вложений впечатляют! Скважины встречаем по всей Башкирии и Татарстану. В Башкирии останавливаемся и прямо на дороге покупаем башкирского меда, пасечник на автомобиле торгует, объяснил нам где лесной мед, где цветочный, останавливаемся на гречишном, его у нас не было.
Въезжаем в Самару. Довольно большой город, закупаем продукты в надежде уже не останавливаться на ночлег, до дома по меркам пройденного уже не так далеко – около 1500
30
километров. Сразу за городом попадаются огромные поля подсолнечника. Зрелище захватывающе красивое. Высаженные в ряды, они как по команде «Равняйсь» повернулись все в сторону солнца. Красота, особенно в солнечный день! Останавливаемся и срезаем прямо возле дороги несколько голов подсолнухов, привезти домой внучкам. Вскоре попадаем в полосу дождя, и идем по дождю, изредка вырываясь из плена. Вдоль дороги значительно поубавилось торговцев, навесы стоят пустые, а нам хотелось дочери и внучкам купить местные унты на зиму. Наконец в конце дня встречаем торговую точку и все-же покупаем унты, теперь программа минимум выполнена и можно целевым двигаться к дому. По телефону сообщаем родственникам в Саратов, что едем северным путем и заехать на обратном пути не имеем возможности, как обещали. Срезать путь проселочными дорогами не рискуем и идем трассой М-5 до Рязани и на Москву. Здесь уже дорога знакомая, да и идем в полной темноте, но останавливаемся прямо в машине на час-полтора, чтобы отдохнули глаза. Я всегда любил ночную езду, но видимо возраст вносит свои коррективы и езда ночью при дожде утомляет гораздо быстрее, чем двадцать лет тому назад. Утро встречаем в подмосковье и в потоке
31
спешащих на работу москвичей, добираемся до кольцевой дороги. Спешка по скользкой от дождя дороги чревата, встречаем две аварии, причем если в первой пострадало только железо, старенький Мерс выбросило на разделительную полосу, то другая конечно серьезная – машина несколько раз переворачивалась, вся всмятку, дай Бог чтобы выжили люди. Сразу после этих зрелищ народ резко снижает скорость со 140 до 80 километров, но это ненадолго и километра через 2 – 3 все становится на свои места в скоростном режиме.
Сворачиваем с кольцевой на Ярославскую, ну это уже совсем родная дорога, движение становится значительно менее интенсивное, народ в основной своей массе неспешный, не дерганный как москвичи, основательный, провинциальный. Проезжая Брынчаги, родину знаменитого конструктора Кошкина, увидели что дождь закончился, остановились сфотографировались возле его танка Т-34. Едем не спеша, но по меркам местного ограничения скорости приходится себя сдерживать, после прямых хороших дорог с единственным знаком «Конец всех ограничений».
Ярославль промелькнул кометой, нетерпение гонит домой, не останавливаемся нигде и после полудня, проехав за 10 дней 10243 километра,, благополучно возвращаемся домой, слава Богу.
2011 г. С. Филатов.
Перепечатал свои воспоминания не изменяя ничего, хотя конечно с тех пор очень многое изменилось. Заработал Ак-Тюз, по слухам, конечно, стало легче путешествовать с навигаторами и т.д. Не судите строго, это мои впечатления от 2011 года. И естественно ключевое слово здесь МОИ впечатления. С ними можно соглашаться, можно не соглашаться, но они были именно такими!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 13