После 1967 года Верхнеаршинский стал конечной точкой узкоколейки. Далее до Верхнего Катава бывшая узкоколейка сейчас представляет собой, за исключением нескольких участков, так называемую "улучшенную грунтовую дорогу", вполне проходимую для транспорта 4Х4. Но проезд по ней без санкции дирекции заповедника запрещён. В "паровозные времена" начиная от Тирляна до Самодуровки (Верхний Катав), то есть на всём горном участке узкоколейки, разъезды и остановочные пункты находились через каждые 4 - 10 км. Это 11 пунктов, если называть от Тирляна - 100-ый км., Рудник, 87-ой км., Арша, 75-ый км., Юрюзань, 60-ый км., Машак, 46-ой км., Двойниши, 29-ый км.
На следующем отрезке от 87-го км. до разъезда Арша (расстояние 8 км.) полотно бывшей узкоколейки набирает по высоте 100 метров. В трёх километрах от Верхнеаршинска, на небольшой полянке, прямо у полотна дороги, за деревянной оградкой в окружении высоких деревьев - небольшой памятник. Здесь захоронены красноармейцы, погибшие в бою с белогвардейцами в 1918 году. До сих пор, ежегодно, ученики верхнеаршинской школы ухаживают за братской могилой. В первой половине прошлого века в этом месте также существовал железнодорожный разъезд.
Характер леса несколько меняется - всё больше пихты и меньше берёзы, чувствуется, что поднимаемся всё выше, слева по ходу изредка видны скалы хребтика Бехта. Сейчас при подходе к бывшему разъезду Арша несколько аншлагов предупреждают о близкой границе Южноуральского заповедника. Впереди - склон хребта Бакты, плавный поворот - и вот первый "перевал" (высота примерно 810 м. над уровнем моря). На месте бывших "пристанционных построек" - заросли крапивы. На самом перевальном месте ныне стоит избушка-кордон, но в ней никто не живёт. Работники заповедника считают, что здесь проходит граница их "владений", хотя на всех картах она прорисована на километр западнее. Проход и проезд далее на запад без особого разрешения запрещён.
Полотно дороги начинает плавный спуск в долину Юрюзани. Высота сбрасывается двумя заложенными петлями, плавно огибающими отроги Бехты. Здесь уже настоящая горная тайга - в основном густой пихтово-еловый лес, хотя иногда и встречаются участки относительно "молодого" леса, выросшего на месте вырубок более чем полувековой давности. Часто курумы обрываются прямо у самого полотна дороги. В те времена, когда ещё ходили паровозы, на 77-ом километре произошло крушение состава с мазутом. Образовалась огромная мазутная лужа. Со временем мазут частично впитался в землю, частично засыпался листвой, на этом образовавшемся слое новой почвы проросли деревья. Получилось нечто похожее на лесное болото. Под верхним слоем "дёрна" до сих пор "подземное нефтехранилище". Раскопав лунку, можно "добыть" относительно чистый мазут и использовать его, например, для смазки телеги, что и делают знающие люди. После петель дорога прямым участком продолжает плавно спускаться к реке Юрюзань. Сейчас этот участок выглядит красивой аллеей - верхние ветви деревьев практически смыкаются высоко над головой. Пересечение реки по старинному железнодорожному мосту
Представляется, как поезд, издав гудок, неожиданно из леса выезжает на мост, внизу шумит река, за окном быстро проносятся покрытые густой тайгой горные отроги двух хребтов Кумардак и Машак, и поезд вновь скрывается среди вековых елей и пихт...
Небольшой участок тайги - и "станция Юрюзань".
Высота примерно 610 метров над уровнем моря. В этом месте, ещё совсем "юная" река Юрюзань, освободившись от "материнских пелёнок" горной тайги Кумардака и Машака, выходит на просторы широкой долины, лежащей между Зигальгой и Бактами. Сама деревня располагалась на западной окраине большой поляны, на которой находились многочисленные покосы её жителей. С поляны открывается панорама близлежащих хребтов: Бакты, Кумардак. Машак, отроги Зигальги. Красота!
Станция Юрюзань, насчитывавшая несколько тысяч жителей, в которой имелся даже сельсовет, после закрытия узкоколейки начала постепенно умирать. Люди бросали или вывозили свои дома и переезжали кто в Верхнеаршинск, кто в Верхний Катав, кто в Тюлюк, а кто и в Катав-Ивановск, Белорецк или дальше - в Магнитогорск. Оказались ненужными и заброшенными дальние покосы, охотничьи избы и лесные делянки. "Контрольным выстрелом" в истории некогда многолюдного посёлка Юрюзань стали съёмки фильма "Вечный Зов" (1979 год). Всё что осталось от деревни сожгли "отступающие белогвардейцы". Сейчас здесь сохранилось лишь возвышающееся среди зарослей крапивы здание депо, сложенное из белого камня, полуразрушенное; да пара развалившихся деревянных строений.
Вновь начинается затяжной тягун. Дорога закладывает большую 14-ти километровую петлю серпантина, расположенную на склоне горы, называемую туристами Дальний Машак (1035 м.). Если же петлю срезать непосредственно с Юрюзанки, то расстояние составит всего около трёх километров. Неплохо совершить небольшое восхождение на вершину 1035 м.(Дальний Машак). Отсюда открывается великолепная панорама южноуральских гор, особенно хорошо смотрятся Шелома (ударение в слове на последнем слоге) - цепь вершин южной части хребта Зигальга.
Пройдя по склону Дальнего Машака, дорога меняет своё направление на северное. Выборка скальной породы, спрямляющая путь, открытый склон и вид на долину Юрюзани и гору Харитонова хребта Машак. Ещё немного и большая заросшая высокой травой поляна - здесь ранее существовала станция Машак - второе перевальное место узкоколейки. Высота - 885 м. Это не только самая высокая точка дороги, но и самая суровая. Зимой - почти всегда метели, летом - дожди и низкая облачность. Но в хорошую погоду - очень красивый вид на Шелома - Большой, Малый, его отрог - 3-ий Шелом и плосковатые, скорее уж "тюбетейки", а не шеломы - Четвёртый и Пятый.
Всё. Теперь отсюда только вниз. Сначала по склону Машака, а затем, резко повернув, практически в обратную сторону, дорога серпантином спускается к реке Бол. Катав
У подножия горы Большой Шелом находилась станция Двойниши. Пристанционный посёлок в свои лучшие времена насчитывал 45 дворов. В настоящее время ничего не сохранилось. Довольно большое открытое пространство, с которого прекрасно видно хребет Нары и отроги хребта Машак.
Неподалеку две речки - Большой и Малый Катав сливаются в одну. Вот поэтому и урочище называется "двойняши - двойниши". Станция в своё время служила "стартовой площадкой" для многочисленных туристов, совершающих походы по самым высоким южноуральским горам - хребтам Нары, Зигальга, Машак, к высшей точке всего Южного Урала - горе Ямантау (1640м.), ну и конечно же на Большой Шелом (1427м.), на склоне которой практически и находилась станция БЖД Двойниши.
Далее река и полотно бывшей узкоколейки уходят горным проходом между Нарами и Большим Шеломом.
На границе Челябинской области и Башкирии, которая является также и границей заповедника - кордон.
Ещё порядка 14 км. и вы на окраинах деревни Верхний Катав. Здесь была станция Самодуровка.
На этом участке дорога местами столь сильно разбита лесовозами, что представляет трудности в передвижении даже пешеходов. С Верхнего Катава существует автомобильное сообщение с Катав-Ивановском. Катав обычно является отправной или наоборот конечной точкой для походов по бывшей узкоколейке.
Верх-Катавка(Самодуровка).
Буквально на моих глазах закрылась очередная страница истории. Ушла в прошлое Белорецкая Узкоколейная Железная Дорога, как когда-то исчезли колёсные пароходы на Миссисипи и плоты с уральским железом на Чусовой и Белой. И лишь немногочисленные приметы и людская память остались напоминанием о существовании на Южном Урале уникального инженерного творения рук человеческих.
15 км от Бактов до моста Юрюзани . По навигатору. Всё под гору.Грохот как от большегрузов на автобане а оказалось река Трубы целы Обломки рельс Пару механических семафоров в деревьях. Рабочих. Просто историю сгубили. Так проложить по горной тайге дорогу. А мост шедевр.Ездил на лесовозе на испытаниях в 80-х годах с местными в сторону Белорецка по узкоколейке. Летом от поста разрыто в сапогах еле прошли. Губят историю. В В.Катавке ЛЮДИ живут. В первый дом довези сейчас. По деревне круг нашёлса товарищ и мало взял.Прямо до автостанции.
Борис, большое спасибо за статью! Дедушка мне много раз рассказывал как уезжал в армию по этой узкоколейке ещё в 1949г из Белорецка. Помню, родители ездили с тирлянскими друзьями за клюквой в 1993 г тоже по этой дороге, а меня не взяли, посчитали, что мала ещё - до сих пор жалею, что не успела проехать. А вот благодаря вашему рассказу будто проехала.
Замечательный рассказ. Спасибо. Мой отец работал на БЖД, помощником машиниста паровоза, я помню эту железную дорогу. Конечно очень жаль, что это ушло в историю. А мои родственники и сейчас живут в Тирляне. Еще раз спасибо Вам!!!!
В 1974г. ходили отрядом от школы по маршруту: с. Тюлюк, с. Александрова, ст. Юрюзанка, ст. Машак, ст. Двойниши, с. Верх-Катава, г. Катав-ивановск. С восхождение на г. Иремель и хр. Большой Шолом. В Александров ещё клуб работал, магазин, а в Юрюзанки несколько домов стояло, но жителей уже не было. Нам было по 14-15 лет.
Ну какой же Вы молодец! Мы тоже жили в В-Арше, и ухаживал за памятником, гордились тем, что была возможность прикоснуться к истории. Очень красивые места у нас там, жаль что все уходит в некуда....
Комментарии 47