#ГодПедагога_и_Наставника
#95летБондарскому_району
История православных церквей, расположенных на территории нашего Бондарского района, начинается одновременно с заселением наших мест. Уже к 1700 - 1710 гг. многие населенные пункты упоминаются как села с церковью. В конце XIX в. числилось 20 церковных приходов. Каждый объединял несколько деревень, экономий, усадеб. Самые крупные по численности были волостные центры: Бондари, Вердеревщино, Казывань, Кривополянье, Куровщино, Митрополье, Нащекино, Пахотный Угол. Строительство церквей и школ в основном было заботой крестьянских сообществ, во владельческих селах здания строились на средства землевладельцев. Первая школа для крестьянских детей была открыта в 1843 г. в Пахотном Углу.
На начало XX в. действовало более 40 школ, половина из них церковно-приходские или школы грамоты.
В селах Пахотный Угол и Нащекино открыты двухклассные церковно-приходские мужские школы, выпускавшие учителей школ грамоты. В Пахотном Углу в 1892 г. построено новое здание для школы. 4 сентября, в день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, совершилось радостное и торжественное событие – освящение нового здания для второклассной цпш. Об этом событии писали в газете «Тамбовские губернские ведомости».
Сначала была отслужена Божественная литургия в церкви, а затем священники, учителя, ученики и прихожане с с крестных ходом направилось к зданию под стройное пение школьников и торжественный звон колоколов. Настоятель окропил святой водой здание внутри и снаружи. Новая школа расположена вблизи храма и бросается в глаза своею величиною и красотою. Здание деревянное в 2 этажа. На первом расположены квартиры для учеников и школа грамоты, ученическая ночлежная и кухня, а на втором этаже классные комнаты с просторным и светлым коридором. Классы очень поместительные, имеют достаточное количество света и воздуха. При школе утроено все необходимое: кладовая, погреба, конюшни, сараи, баня и т.п. Одним словом, новое школьное помещение очень удобно и вполне приспособлено к потребностям школы с общежитием.
Школа состояла из трех отделений: младшее, среднее, старшее. Наполняемость от 40 до 70 человек. В школу принимались мальчики от 14 лет, окончившие земскую или цпш. На вступительные испытания предъявлялось удостоверение от местного священника о нравственной благонадежности, любви и наклонности к учебным занятиям. При школах общежития, которые оплачивали ученики по 35 - 42 руб. в год, библиотека с книгами для внеклассного чтения.
В 1904 г. в школе 44 ученика, из них детей крестьян – 37, мещан – 4, чиновников и разночинцев – 1, духовного сословия – 2. Окончили курс – 8, из них определены на учительские места – 6. Книг в библиотеке 531, сумма расходов на школу 3333 р.
В 1911 г. заведующий школой Василий Ермолаевич Милитов, он же председатель Совета школы, законоучитель и учитель славянского языка окончил курс Тамбовской духовной семинарии в 1911 г. 29 октября 1914 г. выбыл за назначением в военные священники.
В 1914 г. учащихся 59, в младшем отделении 35, в среднем – 16, в старшем – 8. Русских 59, в общежитии живет 47, стипендиатов – 1, Сумма расходов из казны 5463 руб.
Учебное заведение на хорошем счету по качеству образования, воспитания и материально-технического обеспечения.
Какие предметы изучали будущие педагоги? Арифметика, геометрия, география, природоведение, дидактика, гигиена, русская история, пение, русский язык, словесность, чистописание. Кроме обязательных предметов, в Пахотном Углу преподавали переплетное дело и пчеловодство. Были очень популярны религиозно-нравственные чтения с показом световых картинок, исполнением церковных песнопений хором учеников. Обучение пению вел учитель, окончивших Иоанно-Богословскую школу.
В школьной библиотеке учебники, пособия, книги для внеклассного чтения и журналы: «Природа и люди», «Народы мира», «Церковные ведомости с Приходским чтением», «Народное образование», «Военная летопись». Наблюдается недостаток книг классиков Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других.
Ученики, живущие общежитии, в учебный день вставали в 6 утра, убирали свои постели, подметали по очереди классы. В 7 утра совершалась краткая утренняя молитва, после которой ученики пили чай. В 8.30. начиналась общая молитва, после которой в 9 начинались уроки. После уроков учащиеся обедали, затем был отдых. Во время отдыха они совершали прогулку на открытом воздухе, участвовали в спевках, переплетали книги, играли на музыкальных инструментах, а весной принимали участие в уборке усадьбы. Второе и третье отделение несли очередное дежурство под руководством заведующего экономией по приемке и выдаче пищевых продуктов. После отдыха ученики собирались по классам и учили уроки. В 7 вечера ужин, в 8 всеобщая молитва. После этого до 10 вечера занимались своими делами: учили уроки, читали, чинили свою одежду, писали письма.
Особых мер школьной дисциплины не применялось, т.к. поведение учащихся было отличное, не считая конечно, обыкновенных проступков и шалостей.
Большая роль для развития способностей отведена музыкальным занятиям. Ученики играли на балалайках и других доступных инструментах. Устраивали посильные концерты и вечера пения.
Гимнастика и военный строй не преподавались, т. к. не нашли учителя. После Рождества 1917 г. в земскую больницу прибыл доктор и вопрос здоровья учеников потерял остроту. Пока его не было в школе были случаи заболевания чесоткой, дифтеритом, скарлатиной.
Совет школы руководил хозяйственной жизнью школы. Исполнял решения совета старший учитель Дьяконов. Он вел приходо-расходные записи. Хозяйственные книги велись в строгом порядке, в каждой расходной статье были оправдательные документы. Важной статьей расходов было закупка дров и продуктов. Совет школы заранее завел предварительную засыпку сырых продуктов. Покупали: дрова нерасплетенные, хлеб в зерне, а затем своими силами все приводили в надлежащий вид. Заготовляли овощи впрок. На год вперед покупали сахар, чай. Учащиеся сами покупали 2 поросят, которых выкармливали и затем продавали вместе с приплодом за хорошую цену. Вырученные деньги тратили на улучшение питания. С мясником до начала учебного года заключали договор, по которому в течение года поставлялось мясо по более низкой цене, чем на рынке. В общем, хозяйство велось очень рационально, но тем не менее было трудно содержать школу, т. к. слишком мал был взнос на содержание одного ученика – 45 р. в год.
При школе было 3 десятины земли. На одной располагалось школа, часть этой земли была отведена под сады и двор учащихся, часть засажена картофелем. Две десятины песчаной, неудобной земли, находящейся за школой, отдавали в аренду за ничтожную цену.
Галина Ступникова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2