Все учёные единогласны в том, что жертвоприношение в день праздника (аль-‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.
Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности жертвоприношения.
Доводы стороны, считающей жертвоприношение (Удхия) желательным
Большинство учёных, среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, ‘Алькъама, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ, аль-Музани, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и др. считали, что жертвоприношение (Удхия) является желательной Сунной, а не обязательным деянием. См. «аль-Маджму’» 8/358, “аль-Хауи аль-кабир” 15/71, “Тафсир аль-Къуртуби” 15/108.
Их доводом был хадис, переданный Умм Салямой (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступит месяц Зуль-Хидджа, пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» Муслим 1977.
Имам аш-Шафи’и сказал: “В этом хадисе ясное указание на то, что жертвоприношение Удхия не является обязательным, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто желает», связав это с желанием. И если бы это было обязательным, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал бы: «Пусть никто не трогает своих волос и ногтей, пока не принесёт жертву»”. См. “Мухтасар аль-Музани” 8/283, «аль-Маджму’» 8/368.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я совершил праздничную молитву аль-‘Ид с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день жертвоприношения, и после её завершения он привёл барана и принёс его в жертву, сказав: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от меня и от тех, из числа моей общины, кто не совершил жертвоприношения». Ахмад 3/356, Абу Дауд 2810, ат-Тирмизи 1521. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Хайсами и аль-Альбани.
Также подобный хадис передается со слов Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах): “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день аль-‘Ида купил двух белых, толстых, рогатых баранов и принёс их в жертву от себя и членов своей общины”. Ахмад 6/391, ат-Табарани 2/127. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/22.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этих двух хадисах содержится указание на то, что жертвоприношение не является обязательным. Поскольку то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил жертвоприношение за свою общину и за свою семью, является достаточным для каждого, кто не совершил праздничного жертвоприношения, в независимости от того, имел он возможность его совершить или нет!” См. “Нейль аль-аутар” 5/126.
Ахмад ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Банна в отношении этих хадисов сказал: “В хадисах этой главы также указание на то, что бедный мусульманин, который не способен совершить праздничное жертвоприношение, не лишается награды за это, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил жертвоприношение за него”. См. “аль-Фатх ар-Раббаний” 13/66.
Что же касается одного из самых сильных доводов этой стороны, то им является тот факт, что никто из сподвижников не считал Удхия обязательным, как это сказали аль-Мауарди, Ибн Хазм и др.
Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Сариха рассказывал: “Я видел Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), которые не совершали праздничного жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать”.
Затем аль-Байхакъи сказал: “Абу Сариха, это Хузайфа ибн Усайд (да будет доволен им Аллах) – сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан аль-кубра” 9/295.
Достоверность этого сообщения подтвердили ан-Науауи, аль-Хайсами и аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 8/368, “Маджма’у-ззауаид” 4/18, “Ируауль-гъалиль”1139.
Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, иногда я оставляю совершение жертвоприношение, имея возможность это сделать, опасаясь того, что мои соседи подумают, что это является обязательным”. ‘Абду-р-Раззакъ 8149. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 4/145.
Аль-‘Аля ибн Хиляль (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то один человек спросил Ибн ‘Умара про Удхия, и Ибн ‘Умар сказал: «Он считает, что оно является обязательным? Нет! Однако, оно является благим делом»”. аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккъих” 3/173. Сообщение хорошее. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба” 3/1099.
Имам аль-Мауарди сказал: “От сподвижников передается то, что содержит в себе указание на их единогласное мнение в том, что жертвоприношение не является обязательным”. См. “аль-Хауи” 19/85.
Доводы стороны, считающей жертвоприношение (Удхия) обязательным
Группа учёных, среди которых Абу Ханифа, аль-Лейс ибн Са’д, аль-Ауза’и, аль-Хасан аль-Басри, а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, считали, что жертвоприношение является обязательным. См. “аль-Мабсут” 8/12, “Маджму’уль-фатауа” 23/162.
При этом они опирались на следующие доводы:
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (аль-Каусар 108: 2).
Аль-Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: “Соверши ради Господа своего праздничную молитву (‘Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)”. См. “Тафсир аль-Къуран аль-‘Азиз” 5/168.
И таким же образом толковали этот аят ханафиты и все, кто придерживается мнения о том, что Удхия является обязательным.
Однако учёные, придерживающиеся первого мнения, сказали, что подобное толкование этого аята саляфами не однозначно. Среди них есть те, кто сказал, что слова: «Так соверши же молитву Господу твоему» относятся к пятикратной обязательной молитве, и это мнение передается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). А что касается слов: «и заколи» (уанхар), то ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) истолковал это, как: «Положить правую руку поверх левой на груди во время молитвы». См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 14/18, “Тафсир аль-Къуртуби” 20/218.
Также некоторые толкователи Корана говорили, что смысл этого аята в том, что многобожники посвящали свои молитвы и жертвоприношения идолам, а Всевышний Аллах велел мусульманам посвящать это только Ему. См. “Найлюль-аутар” 5/127.
На основании того, что нет однозначного толкования этого аята в том, что речь в нём идёт о праздничном жертвоприношении, сила данного аргумента в качестве обязательности Удхия спадает.
Также из числа доказательств этой стороны в пользу обязательности жертвоприношения, это хадис, переданный от Джундуба (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Я был с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день праздника жертвоприношения. И когда он завершил молитву, он взглянул на зарезанных овец и сказал: «Кто совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, пусть зарежет ещё одного барана вместо того, что он уже зарезал. А кто ещё не совершил жертвоприношение, пусть сделает это с именем Аллаха!» аль-Бухари 10/20, Муслим 1960.
Сторонники обязательности жертвоприношения сказали, что если бы Удхия не была бы обязательной, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершить его ещё раз тому, кто сделал это до праздничной молитвы. См. “И’ля ас-Сунан” 13/246.
Однако сторонники обратного мнения ответили на это тем, что в хадисе речь идёт на указание времени совершения жертвоприношения. Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет указания в этом хадисе на обязательность Жертвоприношения, поскольку смысл его в том, чтобы указать на условия жертвоприношения тому, кто желает его совершить, однако совершает его неузаконенным шариатом способом по причине незнания или забывчивости. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет его условия. Это подобно тому, как будет сказано о добровольной молитве: «Не действительна она без очищения и прикрытия ‘аурата»”. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с велением повторить жертвоприношение не указывают на обязательность этого, а указывают на недействительность первого жертвоприношения, сделанного преждевременно”. Он также сказал: “Ответ на этот аргумент таков, что в этих хадисах речь идёт о шариатском условии жертвоприношения (Удхия). Это подобно тому, кто сказал совершившему, например, молитву Духа до восхода солнца: «Когда взойдет солнце, соверши эту молитву ещё раз»”. См. “Фатхуль-Бари” 12/14, 93.
Следующим доводом сторонников обязательности Удхия является хадис, переданный со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ахмад 1/321, Ибн Маджах 3123, ад-Даракъутни 2/545.
Однако среди учёных есть разногласие, принадлежат ли эти слова Пророку (мир ему и благословение Аллаха) или же самому Абу Хурайре. Имам аль-Байхакъи сказал: “Дошло до меня от Абу ‘Исы ат-Тирмизи, что этот хадис приводится от Абу Хурайры”. См. “Сунан аль-кубра” 9/260.
Ханафитский имам аз-Зайля’и также склонился к тому мнению, что правильным является то, что эти слова принадлежат Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах), а не Пророку (мир ему и благословение Аллаха). См. “ан-Насбу-ррая” 4/207.
Также говорили до него имам ад-Даракъутни и хафиз аль-Мунзири. См. “ат-Таргъиб” 2/321.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Нет в этом хадисе указания на обязательность Удхия, даже если бы эти слова принадлежали Пророку (мир ему и благословение Аллаха). А что говорить о том случае, когда большинство сказали, что это слова не Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “аль-Истизкар” 15/160.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис приводят Ибн Маджах и Ахмад. Все его передатчики надёжные, однако, есть разногласие в том, кому принадлежат эти слова. И наиболее верным является то, что это слова Абу Хурайры. Но даже вместе с этим нет в нем ясного указания на обязательность жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 12/98.
Ибн аль-Джаузи сказал: “В этом хадисе нет указания на обязательность Удхия, это подобно словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть тот, кто поел чеснока, не приближается к нашим мечетям»”. См. “Тахкыкъ фи ахадис аль-хиляф” 2/161.
Также сказал и Мансур аль-Бухути аль-Ханбали, что смысл этого хадиса, даже если он и достоверный, в строгом побуждении к жертвоприношению, а не обязательности этого. См. “Шарх аль-Ирадат” 1/162.
Также в качестве довода используется следующий хадис:
Со слов Михнафа ибн Хулейфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Поистине, для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношение (Удхия), а также ‘атира». Абу Дауд 2788, ат-Тирмизи 1518, ан-Насаи 4235, Ибн Маджах 3125.
Однако этот хадис обладатели знания считали слабым, поскольку среди его передатчиков Абу Рамля, который является неизвестным. О слабости этого хадиса говорили аль-Хаттаби, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби и др. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/195, “ан-Насбу-ррая” 4/211.
‘Атира – это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено. См. “Миннатуль-мун’им” 3/329.
Поэтому приведя данный хадис в своём сборнике, имам Абу Дауд сказал: “Атира отменена и это сообщение отменено”. См. “ас-Сунан” 2/234.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет фара’а и нет ‘атиры!» Муслим 1976.
А «Фара’» – это то, что приносили в жертву во времена джахилии своим идолам, желая от них благодати.
Имам аль-Байхакъи касательно хадиса: «О люди! Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношение (Удхия) и ‘атира», сказал: “Даже если это сообщение достоверное, то в нём речь идёт о желательности, поскольку в хадисе идёт связь между Удхия и ‘атирой, а ‘атира не является обязательной по единогласному мнению (иджма’)!” См. “Марифату-Ссунан уаль-асар” 14/17.
Также говорил и Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, что в хадисе речь идёт о побуждении к жертвоприношению и его желательности, ибо это веление подобно велению использовать зубочистку (сиууак): «Вам следует использовать сиууак! Поистине, он служит очищением для рта и вызывает довольство Господа!» Ахмад 2/108. Хадис достоверный. «Сахих аль-Джами’» 4068.
Что же касается ‘атиры, то все учёные были единогласны, что её совершение не являлось обязательным. И поэтому если этот хадис был бы указанием на обязательность Удхия, то также в нём было бы указанием на обязательность ‘атиры. См. “аль-Муфхим” 5/351.
Вывод относительно обязательности Удхия
На основании рассмотренных аргументов становится очевидным, что правильным мнением является то, что совершение праздничного жертвоприношения (Удхия) не является обязательным, и не совершение его не влечет за собой грех. И самым ясным в этом разногласии является понимание сподвижников, которые не считали его обязательным.
Однако вместе с тем, все учёные единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он совершал Удхия”. Ахмад 2/38, ат-Тирмизи 1507. Хадис хороший. См. “Фатхуль-Бари” 13/65, “Тухфатуль-ахуази” 5/96.
И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (аль-Хадж 22: 36).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление”. См. “аль-Умм” 2/221.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!” См. “аль-Истизкар” 15/163.
И даже шейх Ибн ‘Усаймин, который считал, что правильным является то мнение, что Удхия совершать не обязательно, говорил: “Мнение о том, что Удхия является обязательным лучше, чем то мнение, что оно не обязательно. Однако при условии – наличии достатка”. См. «Шарх аль-Мумти’» 7/422.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев