На развалинах нубийского города Фараса, что простирался на границе современных Египта и Судана, в 1960 году группа польских археологов обнаружила руины храма, построенного еще в 707 году - собора святого Павла. В 1964 г. место раскопок было затоплено и оказалось на дне огромного водохранилища, но многое удалось заблаговременно вывезти, в том числе и уникальный шедевр - древнейший в восточнохристианском искусстве образ святой Анны, который был написан на стене храма.
Овальное лицо святой прекрасно, ее огромные широко раскрытые глаза как будто улыбаются нам, излучая покой и нежность. Указательный палец прижат к губам, и жест этот имеет словесный аналог в ветхозаветном выражении «приложить руку к губам» ( в переводе на греческий «рука» была заменена на «палец»), означающем «хранить молчание», что является признаком глубочайшего, лишающего дара речи изумления перед сверхъестественным.
Таким образом, святая Анна на фарасской фреске представлена в тот момент, когда она узнает о сверхъестественном зачатии Пресвятой Девы. Ее жест — наглядное указание на благоговейное молчание, которое следует сохранять, обдумывая рождение Пречистой, потому что тайна ее зачатия непостижима для человеческого разума.
«Благоговеть перед тайнами нужно в молчании», — пишет святитель Василий Великий, и жест святой Анны мог быть также и призывом сохранять молчание в храме Божием.
«Непостижимые тайны мы почтили молчанием» (священномученик Дионисий Ареопагит).
В публикации использованы материалы из книг и статей: Тадеуш Добженецкий, хранитель Галереи средневекового искусства Национального музея в Варшаве «Святая Анна из Фараса в Национальном Музее в Варашаве», Эйрини Пану «Культ святой Анны в Византии», Эйрини Пану «Христианское искусство 8-го века в Нубии».
#свято_елисаветинский #сем #святаяАнна #христианскоеискусство
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7