Есть в Карелии невероятное по красоте место — остров Валаам. Неизменное чувство восторга вызывал он у путешественников, побывавших на его берегах. Каких только эпитетов он не удостаивался: «чудо-остров», «волшебная земля», «жемчужина Севера», «сказочная страна», «дивный край»... «Живописен в высшей степени»,— восторженно писал о Валааме молодой художник Иван Шишкин после первого посещения острова.
Благодаря своей необычайной живописности Валаам во второй половине 19-го века стал своеобразной школой, в которой проходило творческое становление великих русских художников: И. Шишкина, М. Клодта, А. И. Куинджи и многих других. В Петербургской Академии художеств закрепилась традиция — посылать лучших выпускников писать свои аттестационные работы на Валаам.
Деятельность человека долгое время не оказывала заметного влияния на облик острова и сводилась преимущественно к уборке ветровальных деревьев, использовавшихся на топливо. В монастырских источниках отмечается, в частности, что «...недостаточная глубина почвы и оттого слабое укоренение дерев часто бывают причиною самоистребления здешних лесов. Как бы ни были толсты и высоки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах поодиночке или целыми полосами... Монахи не имеют нужды рубить лес на топливо, едва подбирая валежник». А дров требовалось немало: на Валааме в 19-ом веке проживало до 800 человек и имелось много церквей и других зданий, отапливавшихся 9 месяцев в году.
Суровые климатические условия хитроумные монахи с Божьей помощью научились использовать на пользу монастырю. Они искусственно создали плодородную почву, причем — не мудрствуя лукаво — не завозили ее с материка, а использовали то, что было на острове. В одном монастырском источнике об этом говорится так: «...почва валаамская груба и камениста, а чтобы привести ее в состояние, могущее питать дерево, с разных мест острова собирается мусор и щепа, которые, будучи перемешаны с землею и перегнивая, образуют хорошую, рыхлую и питательную для дерев почву». Обилие валежника позволило монахам создать мощный, не менее метра, слой почвы. Дело это было хлопотным и требовало много времени. Известно, например, что для того, чтобы создать сад, ушло 20 лет.
Начало Валаамского садоводства относится ко времени управления монастырем игумена Назария, бывшего настоятелем в 1782— 1801 гг. В 1852 г. на остров была поставлена крупная партия саженцев яблок — 23 сорта, а спустя четыре года — еще 45 сортов. В общей сложности одних яблонь в валаамских садах было разведено не менее 60 сортов. Кроме яблонь монахи выращивали также груши, вишни, сливы и дули, а из плодовых кустарников — смородину трех сортов (черная, белая, красная), крыжовник и малину. Урожаи яблок разных сортов достигали до 2000 четвериков, то есть около 50 т. Прекрасно плодоносили кустарники. К одному лишь обеду монашествующей братии и паломников подавали 5 пудов свежесобранных ягод.
Результатов монахи достигли замечательных. Об этом говорят, в частности, многочисленные награды, полученные монастырем на выставках садоводства в Петербурге, Москве и даже за границей. Но после прекращения существования монастыря сады постепенно пришли в упадок.
С возрождением монашеской жизни к работам по восстановлению садов на Валааме по просьбе игумена подключился Мичуринский сельскохозяйственный университет. Исследователи посадили сотни саженцев фруктовых деревьев с горизонтальными «веерообразными» корнями, предназначенными для роста на каменистых почвах. В настоящее время на Валааме более двух тысяч яблонь.
В публикации использованы материалы из книги «Валаам — феномен природы», подготовленной сотрудниками института леса Карельского филиала Академии Наук СССР, 1988.
#свято_елисаветинский #сем #Валаам
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3