В газете «Советская Сибирь» №267 от 21 ноября 1938 года в рубрике «День нашей страны» в статье под названием «150 новых предприятий пищевой промышленности» напечатано:
«Пищевая промышленность ведёт крупное капитальное строительство, оцениваемое в несколько миллиардов рублей. Только в нынешнем году в капитальное строительство вложено свыше миллиарда рублей. …
Сахарная промышленность получила два новых крупных завода— Жердевский и Елань-Коленовский в Воронежской области.»
В октябре 1939 года на завод стала поступать сахарная свекла, а 6 ноября, в канун Октябрьской революции был произведен пуск завода. На общем торжественном собрании Иван Ефремович Зимогляд, продемонстрировал образец первого сахара. Этот день считается днём рождения завода.
За первый сезон сахароварения заводом было переработано 49,3 тысячи тонн сахарной свеклы и выработано 5950 тонн сахара.
В 1940 году под всесоюзный пропагандистский лозунг «Кадры, овладевшие техникой, решают всё!» открыто фабрично – заводское училище, позднее переименовавшееся в СПТУ – 23 для подготовки рабочих специальностей на месте.
Крестьяне с ближайшей округи становились строителями, потом приобретали рабочие специальности – выходили в бригадиры, мастера, инженеры, руководители. Их ряды пополняли люди, спешившие сюда из многих уголков страны – сначала вдохнуть жизнь в корпуса завода, затем – наращивать его мощь. Неповторимы судьбы всех этих людей.
(За 50 лет здесь получили рабочие специальности 7 тысяч сахарников.)
Ритмичность работы завода была нарушена в годы ВОВ. В июле1941 года на фронт ушли 364 работника, а всего за годы войны около шестисот человек. В 1942 году в связи с приближением линии фронта к Воронежу часть оборудования завода была демонтирована и отправлена в тыл за 3000 километров в Узбекистан – до станции Зирабулак Средне-Азиатской железной дороги.
Чтобы сохранить промышленность в условиях войны, в СССР провели уникальную операцию, аналогов которой не знала история: тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Это позволило сохранить промышленный потенциал страны и стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне.
Работой руководил Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный на третий день войны. За второе полугодие 1941 года на восток только по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. Около 70 процентов разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные — в Поволжье и Восточной Сибири. Почти вся промышленность была эвакуирована в первые месяцы войны. Вместе с производством выехали 30-40 процентов рабочих, инженеров и техников.
Железнодорожные пути пролегают рядом с современными автомобильными дорогами, местами отклоняясь и затем снова сближаясь. Полноразмерное изображение тут
Железнодорожные пути пролегают рядом с современными автомобильными дорогами, местами отклоняясь и затем снова сближаясь. Полноразмерное изображение тут
После освобождения города Воронежа от немецко–фашистских захватчиков оборудование было возвращено, смонтировано и 6 сентября 1943 года завод снова «пошел», но в январе 1944 года был остановлен из - за нехватки топлива и ряда других причин. Очередной пуск завода был произведен лишь в 1947 году. Мощность была не велика всего 1600 тонн свеклы в сутки, но шли поступления оборудования репатриированное из Германии. Таким образом, была произведена первая реконструкция.
Весной 1959 года, в результате объединения Коленовского и Абрамовского районов, устанавливается автобусное регулярное движение Абрамовка – Сах-завод - Колено.
1959 год. Техническое перевооружение: мощность завода доведена до 3400 тонн перерабатываемой свеклы в сутки.
С 1959 года по 1963 года была произведена вторая реконструкция и техническое переоснащение завода, в результате которого его мощность выросла до пяти тысяч тонн переработки в сутки.
В 1972 году по заданию Министерства пищевой промышленности СССР от 2 марта 1972 года была проведена третья реконструкция. В период реконструкции (1972-1980гг.) были введены в эксплуатацию склад на 10 тысяч тонн сахара, свекломоечное отделение, установлен диффузионный аппарат КДА-30, реконструирован тракт подачи свеклы и т.д. в результате мощность завода возросла с пяти до 6 тыс. тонн переработки свеклы в сутки.
К юбилейному, 1989 году завод и поселок пришли со следующими показателями:
По итогам хозяйственно-финансовой деятельности сахарного завода в 1988 г. среднесуточная производительность переработки сахарной свеклы составила 5700 тонн в сутки. За сезон было выработано 73 тыс. тонн сахара. Прибыль предприятия составила 15,2 млн. рублей.
В 2007 году проведена очередная реконструкция, вследствие которой переработка свеклы в сутки составила 10 000 тонн.
Комментарии 67