История поселка Номжа так или иначе связана в границах двух районов Нейского и Парфе- ньевского и двух речек Номжы и Пезы. В границах этих двух районов лежала Нейско-Пезоль ская волость с деревнями Тарасово, Папино, Корнево, Матвеево и другими. Появление этих населенных пунктов датируется к 16 веку, а может даже раньше. Но уже первое упоминание в истории относится к 1608 году по новому стилю, когда галический староста уже собирал налоги со здешних мест. Уже в 18-19 веках через пезобольские земли проходила прямая дорога на Парфеньево, как часть Старо-Вятского тракта. Карта дорог была образова- на так, что она определяла быт, связи с соседними поселениями. И поэтому дорога была через Николо-Полому (Бердуново) на Тарасово, и выходила к Курилову. Зимой проложе- на дорога от Тарасова на Парфеньево через Успенье-Нею.
Нарушило тихое течение жизни жителей Нейско-пезабольской волости строительство желез- ной дороги, которое началось в 1903 году. Было привлечено большое количество иногород- них строителей. Но местным жителям тоже хватало где поработать и как заработать на этой огромной стройке. В 1906 году железная дорога была построена и часть людей устроились на близлежащих станциях Николо-Полома и 48 разъезд (Номжа) путевыми обходчиками, стрелочниками, рабочими.
И постепенно 48 разъезд стал превращаться в поселок. Строились дома железнодорожников другие обьекты. Все старались построить дома ближе к железнодорожному полотну. А назва ние станции ( разьезду) так и не было придумано. И с чьей-то легкой руки эту станцию назва ли Номжа, хотя справедливее назвать Пеза, потому что река Пеза ближе к поселку.
Поселок Номжа был лесным поселком и оставался им довольно долго. Производство и ремес ло в той или иной степени было связано с лесом и лесным хозяйством. В годы Великой Оте- чественной Войны на территории Нейского района заготавливалась различная продукция для нужд авиастроения. В середине 40-х годов в районе поселка Первомайка открылась контора треста «Авиалесзаг», а в 1949 году она перебралась в Номжу. Они заготавливали лес годный для производства авиационной фанеры. Началась массовая вывозка леса и обьемы производс тва стали по-настоящему внушительными. Стала применяться техника. Производство нужда- лось в большом количестве рабочих рук и со всей страны шла вербовка рабочих.
В начале 50-х население поселка Номжа сильно увеличилось, достигло 800 человек. Уже по- явилась некоторая инфраструктура в поселке: магазин, столовая, пекарня, клуб, медпункт, детский сад, местная электростанция. Номженский участок «Авиалесзаг» долго процветал, и вырос в солидное предприятие с большим обьемом заготовки леса. Но прошло время и потре бность в авиационной фанере исчезла, темпы производства стали падать.
Но к счастью местных жителей в период с 1958 по 1962 годы была проведена торфяная разве дка местных болот московским и горьковским институтами. Судьба поселка была предреше- на. Залежей прогнозируемого торфа было открыто на 50 лет активной разработки.
С 1962 года начало свое функционирование Бельниковское торфопредприятие, названного по ближайшему торфянному массиву. Первым директором был назначен Орлов С.А. За 4 го- да была проведена большая подготовительная работа для того, чтобы через 4 года потребите лям были отправлены первые тонны торфа. Первыми и постоянными потребителями явля- лись сельхозпредприятия Нейского, Парфеньевского, Мантуровского, Антроповского райо- нов, а из промышленности: Костромская и Шарьинская ТЭЦ, Мантуровский биохимзавод и другие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев