Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (также Микельанджело); родился 6 марта 1475, в Капрезе, Флорентийская республика — ум. 18 февраля 1564, в Риме. — Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.
Микеланджело Буонарроти. Даниэле да Вольтерра ок. 1544 г.
Даниэле да Вольтерра ок. 1544 г.
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука послушная рассудку явит......Микеланджело
"Давид" Микеланджело - возможно, самая известная в мире скульптура. Эта мраморная статуя создавалась в течение трех лет, начиная с того времени, когда художнику было всего 26 лет. В отличие от многих ранних изображений библейского героя, на которых изображен Давид-победитель после битвы с Голиафом, Микеланджело был первым мастером, который показал его в напряженном, настороженном состоянии перед его легендарной битвой. Первоначально расположенная на Пьяцца делла Синьория во Флоренции в 1504 году, 5-метровая скульптура была перенесена в Академию изящных искусств в 1873 году, где и находится сегодня.
"Мадонна Брюгге" была единственной скульптурой Микеланджело, которая покинула Италию при жизни мастера; она была пожертвована Церкви Богоматери в Брюгге в 1514 году Мускронами (бельгийская семья торговцев тканями) которые приобрели ее в начале 16-го столетия.
Лишь оживленная скала, Резцу покорная, могла
Сберечь лик донны вопреки годинам.
Не небеса ль явить должны нам
В Мадонне то, чего достичь я смог?
Она божественно светла
Всем взорам - не моим единым .
Микеланджело
Фото автора
Микеланджело. Мадонна Брюгге. Сегодня это главная достопримечательность Нотр - Дам в Брюгге. фото ав
Микеланджело. Мадонна Брюгге. Сегодня это главная достопримечательность Нотр - Дам в Брюгге.
В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкви Святого Петра. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».
Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.
Мраморная Пьета (Pietà vaticana) «Оплакивание Христа» высотой 1 м 74 см является первой из 4-х пьет, созданных мастером. Ее копии выставлены во многих храмах мира, а оригинал находится в Соборе Святого Петра в Ватикане.
Микельанджело, Пьета, Собор Святого Петра, Ватикан, Рим
Расположенный в прекрасной римской Базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, "Моисей" был установлен в 1505 году как часть похоронного памятника папы Юлия II.
Полностью замыслу автора не было суждено воплотиться в этой работе, скульптуры рабов, "Умирающий раб" и "Скованный раб", тоже предназначались для этого надгробия, но в окончательном варианте их не оказалось в композиции и они были подарены автором, в последствии оказались в Лувре.
В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо.
Pабота велась с перерывами до 1526 года, затем после бурных событий осады и падения республики во Флоренции, в которых принимал участие сам Микеланджело – с 1530 по 1534 годы.
?Церковь Сан - Лоренцо, самая старая во Флоренции, здесь нах. Капелла Медичи, творение Микеланджело
Новая Сакристия - место захоронения Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано Медичи, а также герцо
Два пристенных надгробия включают статуи герцога Джулиано и герцога Лоренцо. Фигуры герцогов воплощают две основные аллегории бытия человека – «вита аттива» и «вита контемплатива» – «жизнь действенную» и «жизнь созерцательную». При всей противоположности этих аллегорий, сами образы объединяет ощущение мрачной отрешенности, усталости и одиночества.
Мне сладко спать скульптурным камнем в нише,
покуда мир живет, стыдясь и мучась;
не чувствовать, не знать – блаженна участь;
Ты здесь еще? Так говори потише.
Микеланджело Буонарроти. Перевод Елены Кацюбы.
Внизу перед нишей – саркофаги, на овальных крышках которых – фигуры «Дня» и «Ночи», «Утра» и «Вечера», они символизируют времена суток. Смена времен указывает на быстротечность, бренность человеческой жизни. В пластике могучих обнаженных тел, их сложных позах, в их усилиях преодолеть тяжелую инертную силу, выражены тревога и борьба.
Гробница Лоренцо, герцога Урбинского. На валютах размещены аллегорические фигуры: женская – «Утро»,
Самый совершенный и самый трагический образ капеллы – «Ночь». Изображенная в позе мучительного сна, «Ночь» не может в нем найти успокоения
.Трагическое мироощущение, породившее эти образы, лучше всего передают строки самого Микеланджело, написанные как бы от имени «Ночи»:
«Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.»
Гробница Джулиано, герцога Немурского. Фигура Джулиано, молодого флорентинца в одеянии римского патр
«Взгляды» обеих скульптур Джулиано и Лоренцо обращены в одно место – на третью стену, где находится еще одна гробница. Это саркофаг с прахом Лоренцо Великолепного и его брата Джулиана. На крышке саркофага находятся три скульптуры: Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Домиана – небесных покровителей рода Медичи.
Мадонна с младенцем – ключевая фигура капеллы. Она размещена в центре, напротив алтаря. К ней обращены все взгляды – святых Косьмы и Домиана, герцогов Немурского и Урбинского.
Микеланджело "Мадонна Медичи" 1521-1534 г. Капелла Медичи в церви Сан-Лоренцо. Флоренция.
Архитектурный и скульптурный ансамбль «Капеллы Медичи» во Флоренции стал своего рода «реквиемом» по всему уходящему миру Возрождения, его гуманистической утопии и республиканской мечте.
Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи,и в архитектуре, оставив множество непревзойдённых шедевров.
В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.
Начало работы - это фреска на потолке капеллы, над которой мастер трудился 4 года.
Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:
«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».
Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.
"Сотворение Адама" фрагмент.
Примерно через 25 лет Микеланджело создаёт ещё один шедевр в капелле на алтарной стене -"Страшный суд", где изображает второе пришествие Христа и апокалипсис.
В окружении Иисуса в сцене «Страшный суд» изображен один из апостолов, Варфоломей, держащий в руках содранную кожу. Считается, что Микеланджело написал на ней автопортрет как олицетворение своих мук
Микеланджело был не только гениальным скульптором и художником. Он так же был поэтом и архитектором. Из архитектурных его проектов наиболее известны: собор святого Петра в Риме, палаццо Фарнезе, фасад церкви Медичи и Сан Лоренцо, библиотека Лауренцина. Всего насчитывается 15 зданий или сооружений, где Микеланджело работал в качестве архитектора.
Собор Святого Петра
Купол собора Св. Петра
Фото автора
Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет. Он хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.
Базилика Са́нта-Кро́че — («церковь Святого Креста») — базилика в центре Флоренции. Самая крупная в м
Церковь Санта - Кроче, надгробие Микеланджело, ск. Джорджо Вазари
Джорджо Вазари, Памятник Микеланджело 1570 г. Надгробие в церкви Санта Кроче, Флоренция.
«Искусство ревниво, – говорил Микеланджело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».
"Микеланджело Буонарроти". Джулиано Буджардини (1475-1554), 1522 г. Лувр
Комментарии 1