МОЙ УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ...
ПРИ ЖЕЛАНИИ ПРОЧИТАТЬ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОСМОТРЕТЬ ЧАСТЬ-1 - НЕОБХОДИМО ВСЕГО ЛИШЬ "КЛИКНУТЬ" ПО ССЫЛКЕ -
https://ok.ru/profile/581073402406/statuses/68384221467942
На фото - 1, 2, 3. - ПАРОХОД "АДМИРАЛ НАХИМОВ".
- 4. - ПОСЛЕДНЯЯ ФОТОГРАФИЯ ПАРОХОДА "АДМИРАЛ НАХИМОВА" В ПОРТУ НОВОРОССИЙСК У ПАССАЖИРСКОГО ПРИЧАЛА МОРСКОГО ВОКЗАЛА... ПРЕД ОТХОДОМ В ВЕЧНОСТЬ...
ВСЕГО ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ... СЛУЧИТСЯ НЕПОПРАВИМОЕ...
- 5. - БЫВШИЕ КАПИТАНЫ - УБИЙЦЫ - СИДЯТ ЗА ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫМИ СТЕКЛАМИ - СЛЕВА НАПРАВО - ВИКТОР ТКАЧЕНКО - БАЛКЕР "ПЕТР ВАСЁВ" И ВАДИМ МАРКОВ - ПАРОХОД "АДМИРАЛ НАХИМОВ".
ИМЕННО В, МАРКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СУДА И НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ "ОТСИДКИ" В МЕСТАХ НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЕННЫХ... ВНОВЬ БЫЛ НАЗНАЧЕН РУКОВОДСТВОМ ЧМП НА ДОЛЖНОСТЬ - (!!!) -... КАПИТАНА - НАСТАВНИКА - (!!!)...(!!!)...
И ЭТО НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НОВОГО СОВЕТСКОГО "ТИТАНИКА" - ПАРОХОДА "АДМИРАЛ НАХИМОВ" - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ПАРТИЙНОЙ ЭЛИТЫ, ЧЛЕН ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС ГЕЙДАР АЛИЕВ - (!!!) - ДАЛ СВОЕ ЛИЧНОЕ "СЛОВО" ОБЕЗУМЕВШИМ ОТ ГОРЯ РОДСТВЕННИКАМ ПОГИБШИХ - ЧТО - "КАК МИНИМУМ ОДИН ИЗ КАПИТАНОВ БУДЕТ РАССТРЕЛЯН..." - (!!!)...
- 6. - ТАК ВЫГЛЯДЕЛА НОСОВАЯ ЧАСТЬ БАЛКЕРА " ПЕТР ВАСЁВ" ПОСЛЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПАРОХОДОМ "АДМИРАЛ НАХИМОВ"
- 7. - ПОСЛЕДНИЕ - "ПРОЩАЙ"...
...Замечу, что современные морские суда изготавливаются из расчёта срока эксплуатации примерно всего... двадцать лет!
Уже после 1945 года, по репарации пароход, который назовут в честь русского героя - флотоводца - "Адмирал Нахимов", будет передан Советскому Союзу и он войдёт в состав судов Черноморского пароходства.
"Адмирал Нахимов" обладал совершенно уникальным паровым двигателем.
Это был настоящий антикварный раритет!
Главный двигатель был выполнен и собран в совершенно открытом видел, как наглядное пособие для начинающих механиков и курсантов...
По служебной необходимости добраться куда-нибудь в машинном отделении приходилось пробираться под или над открытыми движущимися механизмами и частями механизмов, практически постоянно рискуя собственной жизнью.
И добавьте к этому, что на тебя постоянно крайне неприятно, капает или течёт упорной стуйкой хорошо (!!!) разогретое смазочное масло!
А также дополнительно добавьте к этому, что в машинном отделении постоянно стоит невероятная, по-адски дикая жара!
Выдержать и отработать четырёх часовую вахту механики, мотористы и электрики могли только, простите, почти голые - в трусах и с вафельными полотенцами на шее для вытирания постоянно струящегося пота!
И, даже если вы это всё и сможете себе, хотя бы частично представить, то на самом деле - это хуже, гораздо хуже - это реальный ад!
Потому что эту механическую преисподнюю себе представить реально, не испытав все "прелести" такой работы в течении четырёх часов, просто невозможно!
Более того то, что вы себе попытаетесь вообразить, будет лишь жалкая, бледная копия-пародия на реальность...
Необычайные сложности возникали даже при появлении желания выкупаться после такой вахты в душе и, при этом не обвариться!
Исполнить такое желание можно было только обладая обезьяньей ловкостью, спортивными навыками далёкой туманной юности и тяжёлым жизненным опытом.
Перед тем, как открыть или закрыть водяные краны надо было совершить определённый ритуал, при этом громко орать, чтобы тебя в соседних кабинках услышали:
- "Отрываю" или "Закрываю"!!!
При этом, все желающие отмыться от машинного масла в этот момент должны были стремительно и ловко, исполняя очередной гимнастический трюк, отскакивать от струи текущего из душевой сетки кипятка, причём, как можно дальше и резвее!...
Внутреннее устройство парохода было настолько не продумано, запутано и было так похоже на лабиринт, что даже опытные члены экипажа, уже достаточно долго проработав на судне , иногда просто запутывались и с трудом выбирались из реальных металлических трущоб, в которые попадали.
Прошу вас всех обратить внимание на то, что особые трудности с ориентированием внутри судна возникали даже во время учебных шлюпочных тревог и особенно это относилось к новой порции вновь прибывшим членам экипажа!
Экипаж просто элементарно путался в случаях, когда надо было быстро вывести пассажиров из своих кают.
Причём это происходило даже при наличии электрического света в коридорах.
Выбраться же из этих шхеров-коридоров, которые в случае аварии или отсутствии электроэнегии превращались в хитроумные ловушки, было пратически невозможно!
И именно по этой причине, спустя какое-то время, погибнет достаточно большое количество новых, хорошо не проинструктированных пассажиров!
Погибнут десятки, сотни пассажиров!...
Единственная без проблемная длиннющая внутренняя палуба предназначенная для экипажа, называлась просто и незатейливо, но с одесским вкусом и юмором - "Дерибасовская".
И тянулась она во всю длину "Нахимова" - от бака /носа/ до кормы.
По ней, действительно, можно было свободно прогуливаться, как по настоящей улице.
Надо честно признаться, пароход полностью отработал свой отведённый "жизненный" срок, выработал весь свой ресурс и даже не один и, как заслуженный пенсионер, давно должен был бы уйти на заслуженный отдых, то есть, либо стать музеем и это был бы лучший вариант, либо пойти на металлолом...
А пароход всё плавал и плавал...
Как оказалось в последствии - "до упора"...
"Нахимов", более того, считался штрафным судном, нечто напоминающим "штрафбат", на которое отдел кадров "ссылал" проштрафившихся по тем или иным причинам и за те или иные грехи нерадивых моряков и моряков не имеющих или лишённых допуска к загранплаваниям.
По доброй воле, никто на нём работать просто не желал.
Принимая во внимание всё выше изложенное, моряки Черноморского пароходства между собой этот пароход называли - , незатейлево и "ласково" - "плавающий гроб"!...
"Нахимов" постоянно плавал по крымско-кавказкой линии или, как говорили моряки, стоял на крымско-колымской линии: Одесса - Севастополь - Ялта - Новороссийск - Сочи - Сухуми - Батуми и обратно,
выполняя рутинные круизы с неприхотливыми советскими туристами и отдыхающими
В зависимости от набора портов захода, время рейса-круиза в оба конца занимало от 18 до 24 суток.
Одновременно с " Нахимовым" на этой линии стояли - дизель-электроход "Россия", а в последнее время на эту линию, при большом наплыве туристов в разгар сезона, дополнительно подключались ещё два турбохода английской постройки, до этого плававшие на линии Лондон - Сидней - Мельбурн и переведённые из Дальневосточного пароходства в Черноморское - "Леонид Собинов" и "Фёдор Шаляпин".
У всего населения Советского Союза и братских стран социалистического лагеря, (а затем подтянулись и более серьёзные иностранцы), в летний и бархатный периоды эти круизы пользовались "бешенной" популярностью.
Поэтому хотя бы один раз в своей жизни, рядовая семья считала просто необходимым, позволить себе такое вожделенное морское путешествие в советские субтропики.
Достойно отработав целый астрономический год, я получив такую желанную положительную характеристику - рекомендацию, отправился в отдел кадров ЧМП и положил эту важную "бумагу" на стол инспектору.
Но только отработав ещё дополнительных два месяца, я смог наконец-то, сойти с этого дивного судна в отпуск.
"Списавшись" с "Нахимова" , я радостно вздохнул и не оборачиваясь, ринулся домой.
Распаковав вещи, я стал готовиться принять спокойно, безопасно и с чувством хорошо выполненного долга перед Родиной после стольких мытарств - вожделенный душ.
И именно в этот момент, в дверь настойчиво постучали.
Господь Всемогущий!... Кого это ещё чёрт принёс на мою голову?!, - задал я сам себе бестактный вопрос.
К моему возмущённому изумлению, возле дверей стоял посыльный отдела кадров:
- Вам необходимо срочно-срочно явиться в отдел кадров!
- Почему?! Зачем?!, - взвыл я!
- Ничего не знаю, поехали!
Моя задача привезти вас в отдел кадров.
Да, прихватите свои самые необходимые вещи и морские документы!
- Ничего с собой я брать не буду и не собираюсь! Я в рейс не собираюсь!
- Я Вас предупредил, а там уже не моё дело! Поехали!
Добравшись до отдела кадров, я ворвался в кабинет инспектора.
- Что случилось?!,- стараясь говорить миролюбиво, поинтересовался я.
- Юрий Дмитриевич! Случилось непредвиденное!
Электромеханик, который принял у Вас дела, неожиданно отказался идти в рейс.
До отхода судна остаётся всего пять часов и я никак и ни коим образом никого подходящего на эту должность найти уже не успеваю.
Выручите ещё раз! Я могу Вас понять, но прошу - выручите!
Ну ещё всего-то 18 суток...
- Я ни в какой рейс на "Нахимове" больше не пойду! Простите!
Баста!!!
- Возникла срочная производственная необходимость!
Вы можете сорвать отход судна в рейс по рассписанию!
Вы просто обязаны пойти! Отказ не принимается!
- Я в рейс на "Нахимове" больше не пойду!
- Вы, просто, не имеете права отказаться от рейса!
Иначе у Вас будут дополнительные крупные неприятности!
Я Вам гарантирую это! А в вашем сложном и щекотливом положении, я бы вообще,"молчал в тряпочку"!
- Я в рейс сейчас ни на "Нахимове", ни на каком другом судне не пойду! Я честно отработал четырнадцать месяцев!!! Я, что - папа Карло?!!!... Я уже в законном отпуске!
И согласно КЗОТа /кодекс законов о труде/ после четырнадцати месяцев плавания Вы не имеете права меня без отдыха снова направить в рейс!
Обстановка в кабинете стремительно накалялась и достигла своего кульминационного предела.
В одном кабинете отдела кадров одновременно работали несколько инспекторов, причём у них на приёме, тоже находились моряки. И все присутствующие с повышенным интересом наблюдали за развернувшимися словесными боевыми действиями и кипящими страстями.
Мой инспектор в бешенстве выхватил из стопки чистый лист бумаги:
- Всё! Хватит! Доигрался! Пишите заявление об увольнении из пароходства по собственному желанию! Я Вас видеть здесь больше не могу и не хочу!...
Я, стараясь сохранить остатки покидающего меня спокойствия и благоразумия, стремительно написал и подписал то, что от меня потребовал инспектор
- "Прошу уволить меня из Черноморского Морского Пароходства по собственному желанию по причине создавшейся в отношении меня не терпимой обстановки"...
Инспектор, схватив моё заявление размашисто наложил резолюцию - "Не возражаю".
- Всё! Убирайся отсюда! И с этим заявлением немедленно к начальнику отдела кадров! Тебе пошли навстречу, перевели из порта на работу в пароходство, а ты ещё "выкобениваешься"!
Я, думаю, что он тоже с удовольствием подпишет твоё заявление!
Ты уже всех достал! Иди! Я ему сейчас перезвоню!
Новый отдел кадров ЧМП находился в переулке Нахимова в старинном трёхэтажном особняке прямо над обрывом, с которого открывалась панорама всего одесского порта.
Высота между этажами была просто огромная.
И с этажа на этаж вела широкая мраморная лестница.
Кабинет начальника отдела кадров находился на втором этаже.
Я поднялся на него и повернул направо, в сторону нужного мне кабинета.
Позади раздался голос и меня неожиданно схватили за плечо:
- Юра! Подожди!
Оказывается - это меня догнал инспектор.
- Верни заявление!
Заявление, которое я держал в руках, он стремительно выхватил и тут же разорвал его.
- Прости! Мы оба погорячились! Ещё раз прости! Но пойми и меня тоже! Прошу тебя уже просто по-человечески - ну сходи ты в этот чёртов, свой последний рейс!
Гарантирую тебе - после отпуска сам себе выберешь пароход, какой захочешь!
Захочешь вернуться на свой "Максим Горький" - я тебе это устрою!
- Но до отхода судна осталось всего около трёх часов!
У меня нет с собой ни вещей, ни документов!
- Ты что, не взял с собой вещи?!
- Нет! Не взял, я в рейс не собирался!
- Вот тебе деньги на такси! Быстро за вещами и в рейс!
Ты просто должен, обязан успеть! Вперёд!
Я гарантировано выполню всё то, что тебе пообещал!
Не волнуйся - слово инспектора отдела кадров - это закон!
- Чёрта с два я поеду на такси,- согласовал я сам с собой этот вопрос, и на троллейбусе успею!
Минут за сорок до отхода я был на пассажирском морском вокзале.
Дверь в мою бывшую каюту оказалась не запертой и она оказалась - пустой. Чужих вещей в ней не было.
Я, взяв все свои документы, спустился в машинное отделение, где старший электромеханик готовил электрооборудование к отходу.
Увидев меня, он просто опешил!
- Почему ты здесь и почему притащился сюда?! Ты же ушёл в отпуск?!...
Я ему объяснил сложившуюся в "кадрах" обстановку.
- Да, всё и так и не совсем так!
Действительно, тот кому ты сдал дела, без объяснения причин неожиданно отказался идти в рейс.
Я передвинул всех электромехаников на служебную ступеньку вверх. А на место четвёртого электромеханика я поставил старшего электрика. Ты же его знаешь!
И специалист он отличный и рабочий диплом электромеханика у него тоже есть. Так, что проблем никаких! Я сообщу в кадры эту информацию, не волнуйся. Но только не сейчас.
Можешь спокойно уезжать домой, пока трап не подняли,а то прийдётся всё же тебе идти в рейс!
Я обязательно переговорю с инспектором!
Иди, гуляй себе свой заслуженный отпуск!
Ты его заработал честно. Захочешь вернуться на судно - приходи!
Возьму! Но лучше не приходи, пора тебе уже идти на нормальный пароход!
Всё, счастливо! А то, не успеешь спрыгнуть с судна!
Я положил перед ним моё направление на "Нахимов" из отдела кадров.
- Валера!Напиши, на всякий случай своей рукой, что в связи с отсутствием производственной необходимости в моём присутствии на судне, я могу в рейс не идти.
- Тебе что, моего слова не достаточно? -- Достаточно - то достаточно, но ты ведь прекрасно знаешь, как и почему я попал в штрафбат на "Нахимов"! И предельно горький опыт ситуаций, когда малейшее отклонение от требований и положений Устава Службы на морском флоте применительно ко мне, оборачивается для меня самыми трагическими последствиями. Подпиши! Не тяни время! Мне надо срочно покинуть борт судна. Когда я поднимался на пароход, команда боцмана уже подготавливала трап к подъему. И дай мне Бог никогда сюда больше... не вернуться!!! До встречи на "МАКСИМЕ!
Поверь! Даже сама мысль о том, что если я не успею сойти, то мне придется идти пассажиром до Новороссийска, а из Новороссийска в Одессу лететь за свои деньги, вызывает у меня глубокое отвращение!
Схватив это злосчастное направление со спасительными словами, стремительно наложенной резолюции и забежав в каюту за вещами, я рванул к трапу.
Трап был уже приподнят над причалом и я радостно скомандовал боцману:
- Стоп вира трап! Майна!
Боцман, по привычке крепко, но беззлобно напутственно выругался:
- Шляются тут всякие,...в рейс идти не хотят...
Я, не дождавшись, когда трап коснётся причала, повторил сцену, часто показываемую в фильмах - картинно швырнул картонную коробку из под шампанского со своими вещами на берег и лихо спрыгнул...
Тогда, в тот момент, я даже и вообразить себе не смог бы, что я таким нелепым образом, вероятнее всего спас себе собственную жизнь и, что через несколько дней, на выходе из Цемесской бухты Новороссийска на траверзе мыса Дооб и на расстоянии шести километров от него в 23 часа 12 минут пароход "Адмирал Нахимов" столкнется с балкером "Пётр Васёв" и стремительно, в течении всего (!!!) семи минут затонет, унося с собой жизни более чем 423 человек и из них - восемь пар молодожёнов!!!...
А, во время спусков на затонувшее судно, дополнительно погибнут ещё два водолаза, так как необходимое для работы на такой глубине оборудование - просто отсутствовало!!!...
На следующее утро я появился в переулке Нахимова в отделе кадров...
Мягко говоря, меня здесь совершенно не ждали... инспектор был просто шокирован моим визитом!
- Как это понимать?! Ты, что ?!... Как я вижу,всё же не ушёл в рейс?!...
Я молча положил на стол его направление с отметкой старшего электромеханика...
- Это ты всё подстроил! Я всё проверю и выясню!
И дай Бог, чтобы всё это было именно так, как ты излагаешь...
Свободен...
На следующий день я улетел в Питер погостить у давнего, ещё с первого класса, школьного друга.
...Уже после двух месяцев моего отпуска и жуткой, свершившейся трагедии гибели " Адмирала Нахимова", когда я снова пришёл "отметиться" в кадрах, при встрече он, пристально посмотрев на меня, негромко, чтобы слышал только я, произнёс:
- Парень! Похоже, что ты, наверно, не только... в рубашке родился...!
Только теперь я понял, почему ты так упорно сопротивлялся, не желая идти в рейс.
Ты, как будто предчувствовал на подсознательном уровне, что в этот рейс, ни в коем случае тебе идти было нельзя...
- Вы, знаете?! Существует такой технический термин - усталость металла.
Это, когда, даже самый прочный металл, сгибают и разгибают несколько раз в одном и том же месте, он не выдерживает и ломается, лопается!
Думаю, что в тот момент, когда Вы "прессовали" меня, заставляя идти на "Нахимов", этот момент излома, деформации, наконец-то наступил и, действительно, какое-то предчувствие чего-то нехорошего, недоброго, предчувствие тяжёлой, не осознанной ещё на тот момент беды, которая должна произойти, в случае, если я вернусь на пароход, вертелась у меня в голове!...
- Да ты, просто поэт! Так сформулировать и "замутить" ответ...
...Что со мной происходило потом и как сложилась моя дальнейшая жизнь - это уже совершенно другая история, вернее истории...
А сложилась она не хорошо и не плохо и наверно, именно так, как и должна была сложиться согласно программы моей Судьбы!...
Очень, конечно, хотелось бы и получше...
- Но, Судьба! Спасибо Тебе и за это!!!...
ЭПИЛОГ...
... Итак, что же тогда, в далёком уже 1986 году, произошло с пароходом "Адмирал Нахимов"?!
Думаю, прежде всего надо начать с того, что восьмого июня 1986 года, за два месяца до трагической гибели "Нахимова", специальной комиссией было принято решении о непригодности к дальней эксплуатации парохода.
Решение было подписано лично Начальником Черноморского морского пароходства Станиславом Лукьянченко.
Но... но... в самом разгаре туристический сезон.
Желающих прокатиться по Крымско-Кавказской линии, со всего Советского Союза, хоть отбавляй.
Все билеты на очередной рейс-круиз... проданы!
Деньги возращать - желания НЕТ!!! И потерять, уже просчитанный для пароходства доход, ну никак... не хочется!
И... и... тот же С.Лукьянченко поддаётся сатанинскому искушению... лично, ЛИЧНО даёт, заведомо, де-юре и де-факто преступное "добро" на выход судна в последний рейс...
Таким образом Маятник Судьбы окончательно качнулся в сторону трагедии...
В Одессе на такой случай существует чёткий и проверенный, уже, наверно столетиями, постулат
- Жадность "фраера" губит!!!".
И именно так, в дополнительное подтверждение этого закона-правила Вселенной, всё последующее и... произошло...
К весьма горькому сожалению, за это непродуманное, преступное распоряжение господин С.Лукьянченко расплатился не собственной жизнью, а чужими жизнями, отправившихся в такой долгожданный, заслуженный отпуск на непригодном устаревшем "лайнере" по Крымско-Кавказской линии более чем 423 человек!!!...
Удивительное дело: за принятое преступное решение начальник Черноморского морского пароходства совершенно не был, никак не наказан и даже, не был отстранён от занимаемой должности...
29 августа восьмипалубный старина "Нахимов", под командованием опытного капитана дальнего плавания Вадима Маркова, покряхтывая и повинуясь его приказам, отошёл от причальной стенки одесского морского вокзала имея на борту 1050 пассажиров, на самом же деле, их было гораздо больше) и взял курс на Ялту, а затем на Новороссийск.
31 августа вечером "Адмирал Нахимов" выходит из Цемесской бухты Новороссийска и должен взять курс на Сочи. Встречным курсом в порт направляется балкер новейшей японской постройки "Пётр Васёв", под командованием, также опытного капитана дальнего плавания, Виктора Ткаченко.
Между обоими капитанами по радиотелефону достигается договорённость о том, что "Васёв" пропустит "Адмирала", то есть даст ему преимущество при расхождении судов.
Но... но... в 23 часа 12 минут на траверзе мыса "Дооб", на расстоянии всего двух миль от берега, происходит нечто невообразимое - "Капитан Васёв" на приличной скорости, подводной частью носа, так называемым бульбом, устройство внешне очень похожее на огромную "толстую" торпеду-бочку и предназначенное для увеличения скорости хода судна и экономии расхода топлива, протаранит, пробьёт борт " Нахимова"...
Оба судна сталкиваются! Происходит удар страшной силы... И... и бульб пробивает огромную дыру точно в районе машинного отделения!
Капитан В.Марков в это время отсутствует на ходовом мостике. Позднее, на судебных слушаниях, он признается, что именно в тот момент, когда он должен был находиться на капитанском мостике, он в нарушение всех морских и этических правил(!!!),спустился в свою каюту (!!!), где его ожидал недочитанный, популярнейший роман того времени - "Воспламеняющая взглядом" Стивена Кинга(!!!).
А капитан В.Ткаченко, за считанные минуты до столкновения, буквально уткнувшись носом в дисплей новейшего японского радара, в "упор" не видит, что его судно стремительно приближается точно перпендикулярно по отношению к борту "Нахимова"...
Повторяю, происходит страшный удар. Хвалёные бронированные листы из крупповской стали, сминаются, рвутся и вгибаются во внутрь от тарана японской торпеды-бульба, как подмокший картон.
Капитан "Васёва" В.Ткаченко, в панике и полной растерянности, отдаёт полностью ошибочную команду в машинное отделение: "СТОП МАШИНА", "ПОЛНЫЙ НАЗАД"...
Судовой гребной винт-пропеллер начинает с бешеной скоростью вращаться в обратную сторону...
"Васёв" выдёргивает свой бульб, как пробку от шампанского. из борта "Нахимова"...
...Вода стремительно хлынет внутрь парохода. Пароход начнёт быстро крениться... И, в довершении этого, добавится ещё один фактор: судно старое, кондиционеры на нём установлены, естественно, не были. В каютах постоянно стояла, просто ужасающая, невыносимая жара и духота.Находится в каютах и дышать было просто невозможно! И чтобы, хоть как-то охладить воздух в каютах, все иллюминаторы были открыты "настежь". А иллюминаторы нижней пассажирской палубы, да и иллюминаторы кают членов экипажа расположены очень низко по отношению к поверхности воды.
Существует незыблемое правило: при отходе судна из порта и при заходе тоже, боцман и матросы обязаны, повторяю ОБЯЗАНЫ обойти все каюты и специальным приспособлением крепко зажать барашки - задраить иллюминаторы. Но... но...этого сделано не было! И, как только судно накренилось, дополнительные десятки тонн воды тут же хлынули во внутрь "Нахимова" и... довершили начатый процесс затопления...
Пароход в течении всего 8 минут стремительно уходит под воду, унося с собой жизни более 423 человек и семи пар молодожёнов.Все погибшие и осознать-то толком не успели, что же всё таки происходит... Из этого количества погибших, тела 279 так и не были подняты и навечно остались внутри огромного группового многоместного металлического гроба, в своеобразной подводной братской могиле...
То, что в своё время не доделали подводные мины, дружно и успешно довершили, через сорок четыре года, два ЛУЧШИХ КАПИТАНА дальнего плавания Черноморского Морского Пароходства!
Немедленно редакции всех периодических печатных изданий получили строжайшее предупреждение свыше: "В информации о "происшедшем" в Новороссийске не употреблять слова: катастрофа, трагедия и ни в коем случае, не сообщать о количестве погибших!"...
Ещё один "маленький", дополнительный нюанс!... Как же в этот. форс мажорный момент вели себя, ещё числящимися капитанами, оба капитана?!...
Марков, быстро сообразив, что "Нахимов" стремительно тонет и обречён, бросит руководство судном и, БРОСИВ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ свой экипаж, более тысячи пассажиров, оставит на мостике вместо себя второго помощника Чудновского, а сам первым (!!!)... (ПЕРВЫМ!!!)... спрыгнет в шлюпку и, тем самым, спасёт свою жизнь!!!
Второй помощник капитана Чудновский, осознавая, что в происшедшей трагедии есть и его вина, принимает волевое осознанное решение о самоубийстве!!!
Абсолютно все и члены экипажа и пассажиры выбегают на верхние палубы, а он спускается в свою каюту, закрывает дверь на ключ и уходит вместе с "Адмиралом Нахимовым" на дно Цемесской бухты и на глубине 57 метров находит свой вечный покой...
Какое потрясающее мужество и величие духа настоящего мужчины, настоящего моряка, настоящего офицера, в отличии от поступка и поведения капитана-негодяя Маркова!...
Ткаченко, наконец-то мгновенно оценив, масштаб катастрофы и реальные последствия произошедшего лично для него, как капитана, начнёт срочно уничтожать записи в судовом вахтенном журнале, вырывая пронумерованные и прошитые листы и заполняя новые страницы журнала ложной информацией.
Затем, так же стремительно спустится в машинное отделение и потребует у старшего механика запись на ленте автоматического регистратора подаваемых с мостика команд для управления главным двигателем. Тот, не отдаст спасительный для него документ, который подтвердит правильность и своевременность выполнения отданных капитаном команд.
В машинном отделении завяжется настоящая драка!... И это в то время, когда рядом гибнут сотни людей!
Эта сохранённая достоверная запись регистратора в дальнейшем спасёт старшего механика "Петра Васёва" от тюрьмы.
Просто удивительное дело: утопили пароход, погибло столько людей, /423, но де-факто больше, значительно больше(!!!), из них восемь пар молодожёнов (!!!) дополнительно два водолаза во время проведения работ на борту затонувшего"Нахимова"/, повреждён балкер, длительный простой, непредвиденный ремонт, упущенная выгода от не эксплуатации двух крупнейших судов и... и никто особенно наказан не был...
Заседание суда состоялось в Одессе, во Дворце железнодорожников. Оба капитана сидели в отдельных клетках, закрытых ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫМИ (!!!) стёклами!!!
Бывшие капитаны Марков и Ткаченко получили срок - всего-то несколько лет тюрьмы (по 15 лет) и каждый к штрафу по 50000 рублей (?!), за причинённый материальный ущерб(?!)...
А далее вообще невообразимое - через несколько лет,(через 6 лет!!!), в ноябре 1992 года они были ПОМИЛОВАНЫ одновременными Указами Президентов России и Украины!!! Просто невообразимая фантастика!!! В СОЗНАНИЕ, ПРИНЯТИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ,ПРОСТО НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ!!! ЭТО ЖЕ, ПРОСТО НЕ ПОСТИЖИМО!!!...
Хотя, председатель правительственной следственной комиссии, Член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, во время общения с родственниками погибших, дал личное слово:
- Как минимум, один из капитанов, будет расстрелян!!!
После своего, такого ласково-досрочного освобождения, Марков продолжил работу в Черноморском Морском Пароходстве, кем бы вы думали?! Ни за что не догадаетесь - КАПИТАНОМ - НАСТАВНИКОМ!!! / ПОТРЯСАЮЩЕ, НЕ ПРАВДА ЛИ?!!!/...
Я мысленно проанализировал для себя следующую, просто фантасмагорическую ситуацию - фактически получалось, что перед отходом в дальний рейс, опытные, убелённые сединами капитаны, приходили на приём к преступнику, бездарно утопившему громадное судно и погубившего 423 человека, трусу, негодяю и подлецу, для того, чтобы получить профессиональные инструкции и... отеческие наставления от "ОПЫТНОГО" моряка?!... Нонсенс!...
Существует негласный и не обсуждаемый кодекс капитанской чести - капитан, если он НАСТОЯЩИЙ КАПИТАН, либо покидает гибнущее судно последним, либо уходит на дно вместе с судном!!!
А тут... бросить пароход на произвол судьбы, пассажиров и экипаж!... и... первым прыгнуть в спасательную шлюпку!...
В 2007 году, спустя 21 год, с такой отсрочкой, Судьба вынесла ему сама смертный приговор - он умер от рака...
Ткаченко, решив больше не испытывать судьбу, рванул за рубеж, справедливо опасаясь самосуда и мести родственников погибших. Сначала его приютил гостеприимный Израиль, а затем он перекочевал в Канаду. Здесь, через 11 лет после гибели "Адмирала Нахимова", его тоже настигло, /наконец-то/, справедливое возмездие фатального случая - выйдя на своей собственной яхте на прогулку в океан (на яхте было ещё два человека) и попав в сильнейший шторм у берегов острова Ньюфаундленд, он... он тоже... утонул...
Таким вот образом Судьба и здесь вынесла свой окончательный смертный приговор!...
Я, в последствии, проанализировав ситуацию и приняв во внимание мои весьма скудные умственные и физические возможности, мою природную нерасторопность, расхлябанность, лень, отдаленное месторасположение моей каюты и катастрофически короткое время, чтобы покинуть борт судна - всего СЕМЬ (!!!) минут, пришёл к выводу, что вероятностный прогнозируемый вариант исхода - 97% на мою гибель и примерно всего лишь 3% на спасение...
Всего лишь коротких СЕМЬ (!!!) минут оказались достаточными, чтобы "Адмирал Нахимов" затонул, на этот раз - НАВСЕГДА!
... И, в заключении, немного "тяжёловесного морского юмора", выстраданного и приобретённого за 3,5 года, напрочь вычеркнутых из моей жизни - РЕЗЮМЕ:
- незнание такого элементарного правила, как-то: отсутствие присутствия настоящего мужчины - МАЧО, в самый ответственнейший момент покупке женских трусиков, очень чревато самыми тяжелыми последствиями... для него же самого!...
ССЫЛКА НА ВИДЕО - " ГИБЕЛЬ ПАРОХОДА "АДМИРАЛ НАХИМОВ" -
https://ok.ru/video/280769204518 - ЧАСТЬ ПЕРВАЯ...
ССЫЛКА НА ВИДЕО -
https://ok.ru/video/280771170598 - ЧАСТЬ ВТОРАЯ...
КОРАБЛЬ "АДМИРАЛ НАХИМОВ" -
https://ok.ru/video/280773071142...
ГИБЕЛЬ ПАРОХОДА "АДМИРАЛ НАХИМОВ" - "ЧЁРНЫЙ КРУИЗ" -
https://ok.ru/video/280772219174
https://ok.ru/video/27770622383
Комментарии 1