БЕГЛЕЦЫ...
СУХОПУТНО - МОРСКОЙ РАССКАЗ...
ЧАСТЬ № 1...
ЧАСТЬ № 2 - СЛЕДУЕТ...
БЕГЛЕЦЫ...
СУХОПУТНО - МОРСКОЙ РАССКАЗ...
ЧАСТЬ - 2...
Бывшие друзья, соратники, единомышленники по единой могучей Державе и общему лагерю социализма, стройными и дружными шеренгами совместно идущие к светлому, прекрасному, заветному, так ясно прогнозируемому выдающимися классиками марксизма - ленинизма будущему, теперь также слаженно и дружно хором оплевывали и площадно проклинали, пытаясь втоптать в болотную грязь бывшую общей Мать - Родину, а заодно, чтобы не ошибиться и русский народ, вернее сограждан Российской Федерации.
Народ, который ценой невероятных потерь бесценных человеческих жизней, Великий советский народ, который спас Европу от коричневой чумы фашизма, Народ Освободитель Европы, теперь стал именоваться: народом -оккупантом...
Одно из самых популярных и модных ныне выражений в Молдове в отношении, как правило, русскоговорящих:
- Чемодан - вокзал - Россия...
Bun Drum! - Бун друм! - Счастливого пути!
Такие выражения, произносимые или прямо в лицо, или исподтишка, подло за спиной, постоянно можно услышать на улицах современной Молдовы!
Бывшие общепризнанные герои теперь повсеместно низвергаются. Например: я жил когда-то в небольшом молдавском городке Оргеев, ныне в молдавском написании Орхей - это в 45 километрах от Кишинёва.
Жил на улице, названной в честь героя гражданской войны и трагически погибшем, его заживо сожгли в топке паровоза японские милитаристы, хозяйничавшие на тот период времени на Дальнем Востоке - Сергея Лазо, молдаванина по национальности.
Недалеко от Оргеева, в 15 километрах, в селе Пятра жила родная сестра Сергея.
В честь героя односельчанина название села поменяли на Лазо, а уже с приходом торжествующей независимости в Молдову, название вернули старое - Пятра!
Прекрасно, не правда ли?!
Я помню, с какими почестями и глубоким всенародным уважением приезжали в это село многочисленные делегации, причем не выполняя официальные обязанности, не по указке свыше, а по душевной потребности.
Ныне название моей улицы в Оргееве, естественно тоже переименовали - ну какой же теперь герой Сергей, никакой он уже не герой!
Он тоже оккупант!
А эта улица в Орхее теперь носит гордое и непринужденное название -"Sсrisul Latin" - улица имени "Латинской письменности - (латиницы)"!!!
Кому-то больше по вкусу такое название.
Глубоко символичным, как высшую стадию проявления маразма и пещерного интеллекта, думается следует считать заявление, не кого- нибудь, а академика, Президента(!!!) Молдавской Академии Наук господина Георгия Дуки о том, что расположенный рядом с главным административным зданием Академии величественный памятник героям - освободителям Молдавии и Кишинёва работы скульпторов Наума Эпельбаума и Лазаря Дубинского, в основание которого врезана надпись:
- Памятник воздвигнут в честь освобождения Молдовы от немецко -фашистких оккупантов", видите ли раздражает его, мешает ему СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ и ДУМАТЬ!!!
Более того, он категорически и настоятельно требует снести, уничтожить этот прекрасный, давно уже органично вписавшийся в облик центра молдавской столицы беззащитный памятни.
Очень хотелось бы задать этому высоко образованному господину, думаю риторические вопросы:
- Это ж над какими - такими общемировыми, супер важнейшими глобальными проблемами современной науки и техники не покладая рук, не жалея себя и не засыпая по ночам, трудится славная передовая когорта, трудится бравый авангард "маститых" корифеев молдовской научной мысли, кроме размышлений о размере собственной заработной плате?!
- Это ж какую - такую очередную тайну - загадку Великой теоремы Ферма после Эндрю Уайлсона, сосредоточенно "добивает" этот славный авангард, эта бравая академическая братия?!
Ему радостно вторит ещё один академик, господин Николай Дабина, который с пеной у рта призывает молдаван ни в коем случае не жениться на русских и не выходить замуж за русских, дабы не испортить чистоту молдавской национальности.
Что-то подобное, уже звучало более семидесяти лет назад, не правда ли?!.
Не против сноса этого памятника и нынешний Президент Молдовы господин Николае Тимофти:
- Я совсем не против сноса этого памятника и я очень хочу, чтобы на этом месте появился новый памятник, памятник великому румынскому языку в виде раскрытой книги.
Да, Господи!
Что, именно это место мёдом намазано, - что ли, как говорят у нас в Одессе!!!
Что, неужели во всём Кишинёве не найти другого достойного, подходящего места для этого, думается прекрасного по задумке, памятника?! Тогда могу подсказать, что называется "навскидку" - водрузите его возле кинотеатра "Patria" - "Патрия" - "Родина" в самом начале аллеи молдавских поэтов!
И именно там, где в 50е-60е годы прошлого столетия стоял памятник Гениальному Учителю всех времён и народов - Иосифу Виссарионовичу, заодно и счёты сведете с ним за депортацию!!!
Почему НЕТ?!!!
Под угрозой сноса ещё один исторический памятник, расположенный на бывшем Проспекте Молодежи, - памятник Героям - Комсомольцам.
Вот налицо - такое вот лицо современной молдавской жизни.
Ну что тут можно ещё сказать?!
Остается только недоуменно и с непередаваемой грустью... развести руками...
Брат!
Молдавский брат!
Присмотрись ко мне внимательно - ну какой же я оккупант?!
Постарайся вспомнить, как мы вместе - молдаване, русские, евреи, белорусы, украинцы и множество других национальностей, всех наверно и перечислить-то невозможно, плечом к плечу отстраивали и обустраивали прекраснейшую из братских республик, по которой дважды прокатился беспощадный огненный каток жесточайшей из войн, причём дважды - к Москве и обратно...
Брат!
Молдавский брат!
Постарайся вспомнить, как во время обеденного перерыва мы вместе в рабочей одежде покрытой строительной пылью, отправлялись в ближайший магазин и покупали буханку на двоих вкуснейшего, невероятно ароматного молдавского хлеба, кольцо чайной колбасы стоимостью один рубль шестьдесят копеек за килограмм и по бутылке добротного, здесь употреблю ненавистное теперь многим слово - "советский", советского кефира в бутылках с широким горлышком, запечатанных разноцветной фольгой.
Кефир был настолько высокого качества, что для того, чтобы его извлечь приходилось основательно потрудиться кулаком, практически "выбивая" содержимое из бутылки.
Брат!
Ты угощал меня куском брынзы, я тебя куском сала.
Я тебя половинкой помидора, ты меня половинкой огурца!
И ответь теперь, только честно - НУ КАКОЙ ЖЕ Я ОККУПАНТ?!!!...
Твои псевдо патриоты - политики, ловко жонглируя и манипулируя красивыми словами, используя псевдо патриотические лозунги и идеи, заморочили тебе голову, навешали тебе липкую лапшу на уши", решая свои корыстные цели!
А ты элементарно "купился" на эту "замануху"!
Да!
Я русский по национальности!
И весьма горжусь этим!
Да, мой родной язык - русский!
И я искренне горжусь тем, что я разговариваю и думаю на этом великом языке, на языке Пушкина и Лермонтова, Льва Толстого, Бунина и Куприна, Вересаева и Пастернака, Булгакова и Шукшина!
Но молдавский (в то время) или румынский язык в настоящее время, также по-своему прекрасен - он мелодичен, певуч.
И молдаванин тоже имеет полное право гордиться своим языком, гордиться тем, что он разговаривает и думает на языке Кантемира, Эминеску, Негруци, Руссу, Садовяну, Стомати и Хаждеу !
И он тоже с полным правом может гордиться тем, что он молдаванин, что его язык величествен и элегантно красив!
Почему нет?!
Но ненавидеть другого только за то, что тот говорит не на твоем родном языке - это же нонсенс, это же анахронизм!
В таком случае и мне тоже в таком случае надо люто ненавидеть поляка за то, что тот разговаривает на польском, грузина на грузинском, татарина на татарском, литовца на литовском, казаха на казахском.
Это же дважды, трижды нонсенс!.
Давай совместно, чуть - чуть "пошевелим" мозгами.
Допустим, молдаване ненавидят русских за то, что они поработили Молдову(!).
Допустим!
Но ведь на тот период времени, главным лицом в государстве и главным идеологом, люто ненавидимого вами Советского Союза был Иосиф Сталин, он же Иосиф Джугашвили.
Давай вспомним и то, что Иосиф Сталин - Джугашвили был и Верховным Главнокомандующим Советского Союза, в твоем понимании - тюрьмы народов!
Да, но позволь, Сталин - Джугашвили по-национальности - грузин!
Тогда в таком случае по - логике, молдаване должны, более того, просто обязаны ненавидеть грузин?!
Так нет же, молдаване - ненавидят русских!
Где же здесь элементарная логика?!
Предельно понятно, что при условии долгосрочного проживания в стране и наличии гражданства этой страны надо, безусловно надо владеть этим языком!
Но для этого должна быть запущена хорошо продуманная, постепенная во временном измерении система обучения этому языку.
Гуманная во всех отношениях образовательная система без оскорбления и унижения "инородцев", без "педалирования" процесса, без нагнетания национальной истерии, без "переламывания через колено"!
И это должен быть хорошо известный всем стандартный набор образовательных ступенек: детский сад, школа, вуз.
В "языковом" вопросе как нигде, надо проявить максимально - мудрую толерантность и максимально "бархатно", по глиссаде интерполировать его.
Немного повторюсь, мне очень часто приходилось бывать в Литве, Латвии и Эстонии, когда они ещё были советскими республиками. Сам был свидетелем демонстративно демонстрируемого в тех краях негативного, на мой взгляд следующего явления.
Обращаешься с каким-либо вопросом к местным жителям на английском или испанском языке - тебе улыбнутся, доходчиво и вразумительно постараются ответить на него!
Стоит только обратиться на русском языке, буквально на глазах происходит стремительная метаморфоза перевоплощения - мимо тебя проходят, как мимо "сгустка тумана", проходят демонстративно с каменным лицом, "не замечая тебя в упор".
И по глубокому недоумию этим господам не понятна банально - простая истина: стараясь таким, неадертальски - примитивным способом, унизить человека, представителя другой национальности они, проявляя свое невежество, тем самым в первую же очередь унижают и оскорбляют самих же себя, свою национальность.
Но, "вернёмся к нашим баранам", я имею в виду слова известной приговорки.
Боже упаси - ничего более!
...В наиболее худшем положении после распада СССР и обретения такой вожделенной независимости от русских оккупантов оказались жители молдавских сёл и деревень.
Именно там работы, просто не было ни-какой.
И, соответственно, жить стало практически не на что,а питаться, элементарно кушать, потреблять пищу - стало банально не за что!
Жизнь, обычная и обыденная человеческая жизнь с ее элементарными потребностями превратилась в невыносимое, беспросветное униженное существование и безнадежное прозябание...
И молдавская сельская беднота, и городские безработные наконец-то осознав, что новые руководителям их новой страны, в которой они сейчас живут, а точнее не живут, а выживают - совсем не до них,
Та привилегированная каста занималась своими делами, деля должности и "дерибаня" остатки доставшегося.
Народ многострадальной "Новой Молдовы" сначала робкими, неуверенными ручейками потянулся кто-куда.
Одни по старой привязанности и ориентации устремились на восток, в Россию и Украину.
Другие же решили попытаться найти своё счастье в странах Евросоюза.
Из всех возможных вариантов, я употреблю здесь украинское слово - молдавские "заробитчане", дружно выбрали приглянувшуюся Португалию.
Плавая в составе экипажей пассажирских судов Черноморского морского пароходства, мне довелось часто посещать порты этой страны - Лиссабон и Порту.
Свидетельствую - действительно в этих городах везде - на улицах, площадях, парках, многочисленных сквериках, магазинах, буквально отовсюду звучала молдавская речь.
Передовые отряды рабочей силы консультировали последующие.
И теперь они, уже получив необходимый подробный инструктаж и вооруженные практическими житейскими советами стремились целенаправленно в Португалию.
Дело дошло до того, что "до нельзя" обнищавшие люди, продавали абсолютно всё, что у них было: дома, земельные участки, домашний скот, утварь и почти без вещей, но с добытой таким путем стартовой необходимой суммой денег на пассажирских теплоходах отправлялись в круизы по Средиземному морю из близлежащей Одессы.
В каждый такой круиз отправлялось иногда до 400 - 500 молдавских пассажиров.
Эту категорию "круизников", их цель и намерения можно было элементарно вычислить сразу же - багажа у них не было никакого.
Как они иногда проносили достаточно крупные суммы денег на судно, для всех оставалось загадкой.
Скорее всего пограничники и таможенники "просто" закрывали глаза на этот процесс частичного переселения молдавского народа...
Я расскажу об одном из таких рейсов.
В данном случае, именно тот рейс - круиз выполнялся теплоходом Черноморского морского пароходства - "Тарас Шевченко".
И я расскажу то, чему я сам был свидетелем.
При посадке в Одессе на борт судна поднялась очередная партия "беженцев".
Теплоход успешно отошёл в рейс и мы постепенно, "скользя" по графику круизного расписания, добрались до очередного порта захода.
Это была итальянская Генуя.
Одна из молдавских групп приняла неожиданное решение: не дожидаться Лиссабона, сойти в Генуе и автобусом добираться до Франции.
В начале, всё вроде бы... почти получилось.
Группа приобрела билеты до Парижа без всяких проблем.
Легкое удачное начало вскружило головы вырвавшихся из молдавского ада переселенцев.
Молдавские ребята, почувствовал пьянящий аромат такой вожделенной зарубежной свободы и почти свершившегося удачного плана на радужной волне переполнявшей их радости, решили немедленно "слегка" отметить это прекрасное событие и немного... "пригубили" итальянского "Кьянти".
Потом слегка добавили.
Потом ещё...
Языки развязались...
Были предприняты даже попытки немного потанцевать внутри автобуса двигающегося по направлению к Парижу.
Внутри салона стало "немного" шумно и жарко...
Итальянские пассажиры, сидевшие в автобусе стали жаловаться и обращать внимание водителей, чтобы те успокоили "развеселую и разбушевавшуюся" странную гоп - компанию, самозабвенно орущую песни на незнакомом, немного похожем на итальянский, языке.
Водители попробовали успокоить шумную группу,
Ничего не получалось.
Когда автобус наконец добрался до французской границы, водители и пассажиры обратились за помощью к полиции.
При проверке документов. выяснилось, что разрешения естественно, у этой группы на въезд во Францию и пребывание на территории Франции нет.
И вот тут - "то ли с небес, то ли поближе раздались горькие слова!
- Дорогие молдавские гости!
Все дело в том, что к сожалению. для вас в Париж или подальше, увы теперь... дороги - Нет!
Уже опомнившуюся и присмиревшую группу сняли с автобуса, а так как "Тарас Шевченко" по расписанию стоял у причала в Генуе около двух суток - для туристов из этого порта была запланирована экскурсия в Рим, то точно к отходу судна беглецов - буянов водворили обратно в свои каюты.
А далее произошло вот что - все последующим порты заходов "Тараса" были оповещены и проинформированы, что на этом теплоходе присутствуют многочисленные молдавские группы туристов, которые будут стараться незаконно остаться в любой стране захода судна.
Результат - ни в одном из следующих портов молдаванам не разрешили сойти на берег.
Самое неприятное для них оказалось то, что им не разрешили сойти на берег и в таком вожделенном для них Лиссабоне.
К приходу "Тараса Шевченко" в Лиссабон, возле решетчатой ограды порта собралась огромная толпа встречающих, то есть тех, кто уже плотно осел здесь на португальских хлебах.
Встречающие - родственники, друзья, члены молдавской диаспоры, обосновавшихся в Португалии, перекрикивались с прибывшими, находящимися на борту теплохода, заблокированными и не получившими разрешение сойти на берег
Воплями и криками "молдавские португальцы" выражали своё сочувствие и возмущение по поводу сложившейся непредвиденной ситуации, ставящей жирный крест на неосуществивщихся радужных мечтах, надеждах, планах и расчетах.
Долгожданная, тщательно спланированная встреча и сокровенное желание остаться здесь навсегда, таким образом, из-за глупости пьянчужек, не состоялись.
Особо настойчивые представители молдавского народа сделали несколько безуспешных попыток спрыгнуть в воду с противоположного от причала борта и добраться до берега вплавь.
Но эти попытки были решительно пресечены проинструктированными и проинформированными властями Лиссабона.
Следующий порт и страна захода было Марокко, порт Касабланка. Вокруг города простирается безбрежная, безжалостным солнцем раскаленная пустыня Сахара.
Жара просто - невероятная.
Бежать, вроде некуда.
И принимая это во внимание марокканские власти все же разрешили молдавским группам сойти на берег.
Возвращаясь из увольнения на судно я встретил несколько отчаянных и отчаявшихся молдавских отрядов, решившихся вопреки здравому смыслу, наперекор судьбе и всему прочему, отсидеться и переждать отход судна вдали от города.
Я попытался им доходчиво объяснить, что направление, в котором они бредут, ведет если не к центру Сахары, то именно туда, где нет ни воды, ни даже жалкой, совсем не спасительной тени от чахлых ветвей пальм. Продержаться там долго не получится и по-чисто физическим причинам это равносильно самоубийству!
Я задал вопрос:
- Ребята! Допустим, наперекор всему, вам всё же удастся отсидеться где-нибудь в прохладном баре, правда "молча", но что дальше?!
- Мы постараемся на пароме перебраться через Гибралтарский пролив в сам Гибралтар!
А уже оттуда переберемся, либо в Испанию, либо всё же в Португалию.
- Но ведь Гибралтар, это английская территория.
Кто же вас туда без визы впустит?!
С англичанами эти фокусы - номера не проходят и не пройдут!
Думаю, что скорее всего, даже в случае, если вам каким-то чудом и удастся сесть на этот вожделенный паром, то за ваши же деньги этим же паромом всех вас и отправят в Касабланку обратно!
А Касабланка, вполне вероятно, на этот раз тоже откажется вас принимать!
И будете перемещаться с одного берега Гибралтарского пролива на другой, по аналогии, помните был великолепный фильм "Итальянцы в России".
- Попытаемся договориться с властями!
- Еще раз повторяю - с англичанами такие фокусы не проходят и еще раз настойчиво уверяю вас - не пройдут!
Договориться не получится
Поймите - просто не получится!
Да вас и слушать-то не станут!
Сто процентная гарантия на неудачу этой затеи.
Ребята - это безумие!
Если не понятно - финал этой идиотской затеи - смерть!
Часть горе беженцев услышала мои доводы и возвратилась на судно со мной.
До отхода судна из Марокко в следующий порт оставалось часа полтора.
Что случилось в дальнейшем с оставшимися в Касабланке молдавскими группами пассажиров, окончательно решившей здесь остаться и не возвращаться на борт теплохода и как там дальше развивались события - ничего не известно!
Cледующим портом захода в судовом расписании движения "Тараса" был Фуншал, расположенный в Атлантическом океане на острове Мадейра.
Это один из самых крупных и экзотических островов в группе Азорских островов принадлежащих, так вожделенной и до сих пор остававшейся такой недосягаемой для молдавских беженцев, Португалии.
После того, как "Тарас Шевченко" пришвартовался к причалу, стало известно, что несмотря на то, что судно будет стоять здесь двое суток, вокруг только Атлантика и в этом порту разрешения на выход в город для групп с молдавскими паспортами дано не будет!
Правда, оставались еще три последних захода - порт Ла-Валетта - Мальта, греческий Пирей и турецкий Стамбул.
На следующий день, вечером, "Тарас Шевченко" отошел от причальной стенки Фуншала и покинув акваторию порта, взял курс на Средиземное море, на остров Мальта.
И... тут... произошло нечто совершенно невообразимое, совершенно не непредсказуемое!
Доведенные до полного отчаяния от полной безвыходности сложившейся ситуации люди, люди полностью обезумевшие от реального понимания того, что они проиграли все, абсолютно все, что так неосторожно поставили на карту своей судьбы, проиграли абсолютно все, что у них было, в том числе и проданные за гроши дома и земельные участки в Молдове - начали... начали...прыгать в воду!
Это был реальный факт массового суицида!
Прыгали с достаточно большой высоты с обоих бортов, выползали через низко и высоко расположенные открытые иллюминаторы.
Прыгали и выбрасывали в воду свои жалкие пожитки собранные в дорогу...
Нельзя сказать, что на круизных лайнерах отсутствует служба безопасности.
Существует, конечно существует.
Более того, в неё входит, как правило, несколько человек.
Но к такому, совершенно не прогнозируемому развитию событий, фактически к массовому "умопомешательству", практически к групповому суициду, она, она... оказалась явно не подготовленной...
С ходового мостика срочно была отдана в машинное отделение команда:
- Стоп обоих главных двигателей!
Возникла ситуация, когда вращающиеся в противоположных направлениях, огромные лопасти двух гребных винтов, могли просто перемолоть тела плавающих в воде и попавших под корпус судна людей на... "мясной фарш".
Отработать задний ход и затормозить движение теплохода по этой же причине было невозможно.
Огромный, многотонный пассажирский лайнер по закону инерции, продолжал двигаться вперед.
Руль был переложен до упора влево.
"Тарас Шевченко" с обездвиженными двигателями лег на циркуляцию и описав огромную дугу, развернулся в сторону орущих и тонущих пассажиров, однако все равно "проскочил" значительное расстояние, прежде чем остановиться и лечь в дрейф.
К оказавшимся в воде наконец-то пришло мгновенное горькое отрезвление.
Сложившаяся обстановка становилась все более и более трагической еще и потому, что именно в этом районе действует сильное отжимное океанское течение,
Все попавшее здесь в воду предметы и тела людей соответственно в том числе прибивает не к берегу, а совсем наоборот - стремительно уносит, причём именно стремительно уносит в открытый океан.
В воду полетели спасательные круги.
С обоих бортов дополнительно были сброшены надувные плоты.
По громкой судовой трансляции была объявлена шлюпочная тревога. Боцман, помощники капитана и матросы срочно расчехляли и готовили к спуску катера и мотоботы.
Со всех сторон доносились истошные крики тонущих людей:
- Капитан!!! Спаси!!!
Помогите!!! Спасите!!!
На поверхности воды в огромных количествах плавали денежные купюры, паспорта, документы, одежда, сумки, рюкзаки, чемоданы...
И ...люди.
Очень много людей...
На помощь судну от берега устремились спасательные катера и катера береговой охраны Мадейры.
Быстро темнело.
Несколько вертолётов мощными прожекторами освещали зону бедствия.
Собственными судовыми плавсредствами было спасено около сорока человек.
А позднее, португальские спасательные катера подвезли к борту теплохода ещё около двадцати.
После того, как обозримое водное пространство было несколько раз тщательно просмотрено, власти Мадейры дали "Тарасу Шевченко" разрешение на продолжение круиза.
В течении трех последующих дней на судовую радиостанцию продолжали приходить сообщения из Фуншала, что были спасены еще несколько человек и было выловлено несколько обглоданных акулами трупов...
Во всех последующих портах заходов судна - Ла-Валетта, Пирей и Стамбул, ни один пассажир с молдавским паспортом разрешение сойти на берег так и не получил...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1
Оболенская Лидия отец Веретенников Алесандр и моя дочь Лидия