Не буду описывать те пару суток, что я провёл на СРТ, но я с ещё бОльшим уважением проникся к морякам, работающим на таких судах, тем более работающих на РТ –рыболовных траулерах, ещё меньших по размерам. Хотя и длится рейс на этих судах меньше, чем на БМРТ( Больших Морозильных Рыболовных Траулерах), не более 3-х месяцев, но более худшие бытовые условия, скученность, разделка рыбы ножом и головорубом прямо на промысловой палубе, под открытым небом, в любую погоду, дают о себе знать. Да и болтанка в штормовую погоду на них куда значительней! Не зря поётся в песне: «А волна до небес раскачала РС(рыболовный сейнер)»…Уже после того, как шлюпка с «Домодедова» доставила меня на судно, узнаю, что же случилось с навигатором, которого я подменил, и которого несколькими часами ранее отправили в порт на уходящем туда рефрижераторе. Не буду грешить, не знаю точно: или он симулировал (может дома что-то было не хорошо и он решил прервать рейс), или же действительно парень тронулся умом, но как мне рассказывал очевидец с рефрижератора, когда навигатора уже в порту вели с судна по трапу на причал к скорой помощи, он трогал леера(ограждение) трапа и говорил: « Как же у вас хорошо антенны натянуты». В целом же этот рейс ни чем более и не запомнился бы наверно: уже знакомая мне гнетущая полярная ночь, с её кратковременной серой мглой днём, более чаще штормовая погода, по сравнению с летом. Но вот пришло 5 февраля 1979г. По всей видимости это было после завтрака, на вахте 3-его штурмана. Как обычно поднимаюсь на мостик, чтобы посмотреть , как работает аппаратура, как рыбалка. Было ещё достаточно темно за окнами мостика и почему-то слишком много людей. Видимо в это время на мостике были и отстоявшие вахту старпом с 4-ым штурманом и капитан. Там я и услышал впервые о трагедии с «Метростроем». Вообще-то разговор на мостике был следующий: якобы два архангельских рыболовных траулера прошедшей ночью шли из нашей группы судов бункероваться (заправляться топливом) к танкеру, спрятавшегося от непогоды в одном из заливов полуострова Рыбачий. Один из этих траулеров якобы говорил по радиосвязи какому-то судну, что у них сегодня банный день. А в половине второго ночи оба судна исчезли с экрана локаторов и по всей видимости затонули. Вначале у меня было недоумение – какая может быть баня в такую штормовую погоду? И сразу пришло понимание ужаса, который может охватить человека моющегося в бане и понимающего, что случилось непоправимое, и судно переворачивается кверху дном. На следующий день, 6-го февраля стало известно, что двоих рыбаков нашли замёрзшими в спасательном плотике. На одном, якобы, был только один ботинок, другой был без обуви. Нашли также и двух мёртвых рыбаков в спасательных жилетах. Одного достали, у другого при поднятии на борт развязался спасательный жилет и он ушёл на дно…Такие разговоры велись тогда на мостике и только довольно недавно я узнал, что в ту ночь затонуло не два траулера, а один – «Метрострой»… А вот что писал о тех трагических событиях Михаил Буренин в 2011г. и очевидец спасательной операции по поиску «Метростроя» капитан дальнего плавания Виктор Шитарев… « В той истории исчезновения в зимнем океане траулера «Метрострой» и сегодня не поставлена последняя точка. Хотя ясно, что судно и рыбаки погибли, но нет окончательного ответа о причине трагедии. ЯНВАРЬ и февраль 1979 года мурманчанам запомнились стужей и частыми вьюгами. Но траловый флот у моря погоды не ждет, и суда, как обычно, выходили в океан. 14 января на промысел из Мурманска отправился и архангельский траулер РТ-328 «Метрострой». Командовал им капитан Н.Г. Харитонов. Судно ушло в рейс, как и полагается, после обязательного технического освидетельствования, а также инструктажа штурманов по особенностям плавания зимой. Промысловый «квадрат» траулеру «нарезали» в открытом море, в нескольких десятках миль от полуострова Рыбачий. Но из-за погоды судно большей частью штормовало, и, как выражаются промысловики, «рыбалки не было». Судя по последней сводке, принятой на берегу, в трюмах «Метростроя» находилось всего-навсего 35 тонн улова, а в топливных цистернах 24 тонны мазута. Все складывалось к тому, что траулеру надо было возвращаться. Между тем, погода ухудшалась. На судне ощущалась сильная качка, удерживаться носом на волну становилось все труднее. Началось обледенение. В донесениях с борта капитан Харитонов сообщал, что рыбаки двое суток почти беспрерывно окалывают лед. Последним «Метрострой» видели штурманы с траулера «Мозырь», ведущего лов поблизости. Было это 3 февраля. На следующие сутки, в 22 часа капитан «Метростроя» сообщил, что на судне все благополучно. Еще через час в переговорах по УКВ-радио с «Мозырем» третий помощник капитана Б.В. Серебро сослался: «Метрострой» сильно валяет на волне. Наконец, 5 февраля состоялся последний сеанс связи между траулерами. «Мозырь» запросил уточнения по навигационным картам. Второй штурман «Метростроя» В.Ф. Волошин попросил подождать 10-15 минут и вскоре... исчез из эфира. Как оказалось, навсегда. Поисковые работы велись в условиях непрекращающихся штормов. Удалось обнаружить и поднять с воды тела четырех мертвых рыбаков. Всего в экипаже «Метростроя» их было 39. Относительно причин гибели судна рассматривалось три версии: опрокидывание, столкновение с другим надводным кораблем или судном, таран подлодки. Наиболее вероятной сочли первую. Основывалась она на расчетах специалистов. РТ-328 «Метрострой» - промысловое судно польской постройки, 1960 года. Траулеры этого типа считались мореходными, и на волне держались хорошо. Тогда что же погубило его? Скорее всего, в той ситуации, когда он с небольшим грузом рыбы и запасами топлива начал «обледеневать», требовалось срочно принять в цистерны балласт (около 53 тонн), чтобы восстановить остойчивость. По каким-то причинам рыбаки этого не сделали. В положении кверху килем траулер мог продержаться недолго, считанные минуты, а корабли и суда смогли бы подойти минимум через четыре часа. Гибель людей в зимнем штормовом океане была неизбежной. Старые рыбаки сегодня вспоминают: как только обнародовали заключение комиссии, последовали оргвыводы: кого-то сняли с должности, кому-то объявили взыскания, расширили штаты службы безопасности мореплавания. Будто этим можно было вернуть погибших. Иными словами, все, как и положено в России. Памятник погибшим морякам траулера «Метрострой» находится на кладбище Смольного Буяна в Архангельске» … Из воспоминаний очевидца спасательной операции по поиску пропавшего РТ «МЕТРОСТРОЙ», капитана дальнего плавания Виктора Шитарева: « В 10.35 5 февраля 1979 года береговой пост наблюдения донес, что РТ МЕТРОСТРОЙ в губу Большая Волковая не заходил. Стало ясно: произошло несчастье… Правда, поступило известие, что примерно в 8.55 зверобойные суда вроде бы слышали, как МЕТРОСТРОЙ пытался с кем-то связаться, а радист буксира СМЕЛЫЙ утверждал, что в 12.38 говорил с ним по радиотелефону, но траулер внезапно замолчал. Около 17.00 к поискам приступила авиация Северного флота. Читаю рапорт начальника его штаба: «Взрывов в запрашиваемый период не зарегистрировано, все корабли и суда, которые могли оказаться в указанном районе, осмотрены, повреждений не обнаружено, сигналов бедствия не слышали». На всякий случай проверили суда, выходившие из Мурманска и пришедшие туда, - никаких следов столкновения. Морской буксир МБ-414 вышел в район предполагаемого дрейфа МЕТРОСТРОЯ 5 февраля, там уменьшили ход, включили прожекторы, вахту усилили тремя вперёдсмотрящими. В 2.35 6 февраля они заметили слабый мерцающий огонь, осветили море ракетами и увидели полузатопленный спасательный плот, из входа в который торчали босые, обледеневшие ноги… В 4.33 плот подняли на палубу. В нём были тела двух моряков без спасательных жилетов. Один в легкой одежде, без обуви, второй – в ватнике, свитере, хлопчатобумажных брюках, на ноге кирзовый сапог. По заключению судового врача, оба погибли от переохлаждения. Продолжив поиски, МБ-414 обнаружил плавающие пластиковый мешок с лампами дневного света, корзины, бочки, а в 11.35 другой, опрокинутый плот без людей. В 12.32 экипаж ЗРС МЕЗЕНЬ нашел полузатопленную шлюпку, на принадлежность которой указывал обрывок трафарета для нанесения надписей «Метро…». Кроме того, в ней находились 4 фальшвейера, дымовая шашка, бочонок для питьевой воды, два топора, фонарь, ведра, парус. Мачта и такелаж были перепутаны, фальшборт поврежден, а в носовой части шлюпки зияла пробоина. Видимо, шлюпкой не успели воспользоваться, и её просто сорвало с гибнущего судна. В 14.10 пришло сообщение с морского буксира ДРУЖБА. Сначала с него увидели спасательный пояс, а приблизившись – и человека в чёрном комбинезоне, в свитере, брюках, его голова была бессильно откинута, рот открыт, руки в рукавицах и ноги в сапогах вытянуты. Его подняли на борт. В 15.00 обнаружили ещё одного погибшего, но при подъёме заведенный на него конец оборвался, и тело неизвестного моряка утонуло. Через 20 минут заметили третьего, в форменной куртке без знаков различия, без головного убора, рукавиц и обуви, и извлекли его из воды. В 9.50 7 февраля подключившиеся к спасательным операциям норвежцы нашли спасательный круг с надписью МЕТРОСТРОЙ, а в 13.40 БМРТ ОНЕКОТАН достало плавающий правый средний заборочный щит. Такие были на траулерах, в том числе и на МЕТРОСТРОЕ. 11 февраля с ПСТ БЕЛОЕ МОРЕ обнаружили камбузную деревянную колоду для рубки мяса со следами разделки рыбы. Останки погибших доставили в порт. Их опознали: второй помощник капитана В.В. Волошин, третий штурман Б.В. Серебро, матрос В.А. Половинкин, матрос-уборщик А.В. Дорофеев....Комиссия, расследовавшая происшествие, пришла к выводу, что скорее всего траулер обледенел, его остойчивость ухудшилась, он перевернулся и затонул. Видимо, все произошло быстро, и те, кому удалось выскочить наверх, не успели одеться, воспользоваться спасательными средствами (шлюпкой, плотами) и погибли от переохлаждения. Я хорошо знал эти суда, так как в конце 50-х годов служил на таком же – РТ МИНУСИНСК. Судно мне нравилось – мощная машина, приличная скорость, плавная качка, можно штормовать как носом, так и кормой на волну, при этом вода почти не заливает главную палубу. Однако за остойчивостью приходилось постоянно следить, особенно если трюмы не были полностью загружены, а запасы пресной воды и топлива подходили к концу. Тогда запас остойчивости становился минимальным. Незадолго до несчастья с МЕТРОСТРОЕМ несколько траулеров этого типа, промышлявшие у Лабрадора, попали в шторм. Крен двух достиг предела, а третий лег на борт, пробыл в таком положении 10-15 минут и выпрямился лишь после того, как с верхней палубы смыло бочки с добытой селедкой. А вот при обледенении и минимального запаса остойчивости могло не остаться. Поэтому меня насторожила фраза Волошина «сильно валяет». Нас так валяло, что зашкаливали кренометры, и ничего!...»
P.S. Только в СССР с 1930г. по 1991г. затонуло, перевернулось, пропало без вести, сгорело, было выброшено на камни и раздавлено льдами 211 судов флота рыбной промышленности. Вечная память всем тем, кто не вернулся из моря!
Комментарии 8