Запись альбома «Энергия» заканчивали три человека: Кинчев, Самойлов и Тропилло, который и стал инициатором переименования проекта на «Доктор Кинчев Сотоварищи». С ведома музыкантов именно под такой «шапкой» альбом «Энергия» и пошёл в народ в начале 1986 года.
Интервью с К. Кинчевым в программе «АРМИЯ АЛИСА» на радиостанции SNC (Москва) 22.02.1992.:
— Существует легенда, что «Энергия» перезаписывалась несколько раз…
— Один раз записали, раз и навсегда! У небезызвестного Андрея Тропиллы. Интересная студия во дворце пионеров у него тогда была. Восьмиканальный магнитофон, по тем временам это круто!
СТАРЫЙ РОКЕР, «РОКСИ», сентябрь-декабрь 1985 года:
Автором драматизации является, видимо, г-н Тропилло, а Кинчев, фамилия которого в списке драматизаторов идет второй, похоже, исполнял в данном случае роль подмастерья при великом мэтре. И тот и другой неплохо поработали по части режиссуры: Цитаты из Островского, Булгакова, Бодлера должны дать понять, что все не так просто, как кажется, а гораздо сложнее, загадочнее, страшнее.
Тропилло подключил к "Энергии" реплики из Булгакова: Одно колесо пудов десять будет... По ноге хрусть - и пополам".
Самойлов: "Левая сторона, правая сторона".
Голос Тропилло: "С того света", - и ставит финальную точку: "Довольно!"
Из интервью С. Задерия, журнал «Ура бум-бум!» (Ростов-на-Дону»), 1987:
…«Демонический голос» — это Тропилло. Стал Костю врубать, давайте, сол, сами сведем. И когда я уехал на время, все и сработалось. Там много было музыкальных и смысловых пластов, и по распределению частот — тоже тонкости были. Я приехал, услышал — плохо сделалось — две начальные фразы убраны. Там было нечто вроде театра абсурда, хотя, подспудно, мысль проходила. Звучал голос: «Давайте поднимем это вверх!» и второй голос: «А положите вниз!» и третий — разрешающий: «Можно!» А в результате? Женский голос есть, а первые два голоса Тропилло забыл ввести. Вступление превратилось в чепуху. Как я мог терпеть? Музыка и аранжировки — мои, тексты — Кости. И вдруг — «аранжировка А.Тропилло» - даже Костя опух!
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:Идея Тропилло заключалась в том, чтобы за счет реплик и мини-диалогов, выдернутых из произведений русско-советской литературной классики, перегрузить альбом интонационно. Насытить его настолько плотно, чтобы человеческое ухо данный объем бит-информации не могло воспринимать даже теоретически. Строго говоря, подобные приемы уже встречались в мировой практике — начиная с эпоса и заканчивая произведениями Прокофьева. На «Энергии» подобная система подхода к толщине звука и построению драматургии получила название тропиллизация…
Несмотря на то, что аналогов столь продуманной работы со звуком советская магнитофонная культура до тех пор не знала, «Энергию» ругали все подряд. Особенно доставалось Тропилло — начиная от обвинений в волюнтаризме и развале группы и заканчивая массовым неприятием приема тропиллизации.
Все вокруг говорили, что альбом не отражает концертный звук АЛИСЫ, что в нем нет воздуха и он состоит из сплошных команд. Сам Кинчев, соглашаясь с тем, что «Энергия» дала мощный толчок группе, позднее называл его звучание чудовищным.— Это была наша первая студийная работа, и по большому счету мы к ней оказались не готовы, — вспоминает Кинчев. А мы с Тропилло чрезмерно увлеклись экспериментами в аранжировках, наложениями голоса на голос, дабл-треками…
Для Тропилло работа над «Энергией» стала одним из последних студийных опытов и, возможно, его самым глобальным экспериментом в области звуковых реформ. В спродюсированном Тропилло альбоме разрабатывалось огромное количество звуковых находок и авансов, размещенных в разных стилистических направлениях — от джаза до рэпа. Тропилловские теории в области интонационного аранжа представляли песни АЛИСЫ не в контексте прямолинейной атаки пресловутого жги-гуляй-бита, а в новом ракурсе, подчиненном законам не смысла, а чувства.
А. Тропилло, rollingstone, 06.04.2007.:
Я тогда узнал о методе позиционной аранжировки. Я решил использовать этот метод на Кинчеве, чтобы он, произнося одно слово, вкладывал в него другой смысл. Костя поддался и остался доволен результатом. Но в итоге он вышел из-под моего влияния и в самом конце пластинки, когда я говорю «довольно», не дал мне последнего слова и дописал своим голосом «Антракт, негодяи».
Из интервью с К. Кинчевым и П. Самойловым, «FUZZ» сентябрь 2005:
— Возвращаясь на двадцать лет назад к «Энергии». Альбом записывался с июня до декабря?
Константин: Очень большой объем работы был выполнен. И, я считаю, альбом «Энергия» — это на семьдесят процентов заслуга Тропилло, который в процессе увлекся, и эта работа стала главной. В тот период он писал много групп, и остальные даже задвинул. За то, что увлекся этой работой, огромное ему спасибо.
— Подавлял ли он?
Константин: Нет. Только собственным обаянием, опытом. Мне он внушал безусловное доверие. Если только авторитетом подавлял своим. Когда ты с кем-то работаешь, необходимо взаимопонимание и доверие. Как можно не доверять человеку, который вкладывает душу и хочет сделать, чтобы было максимально хорошо? Когда человек работает спустя рукава, это тоже видно сразу. Соответственно, никакого контакта не получается. С Тропилло получилось. Я был в этой ситуации ведомым, о чем абсолютно не жалею.
— Потому что не было студийной практики?
Константин: Абсолютно никакой. Поэтому, придя на студию, я сразу определил приоритеты. Человек, у которого за плечами огромный объем студийной работы и группы с именами, которые уже были записаны — безусловный авторитет. И пиетет он у меня вызывал. Поэтому я прислушивался ко всем советам Тропилло, и мы выполняли все задачи, которые он перед нами ставил.
Пётр Самойлов: Андрей Тропилло все-таки постарше нас, лет семь разницы. Когда дело касалось технических вопросов, которые нам нужно было выполнять, он принимал позицию начальника, взрослого человека и объяснял, как надо делать. Во всем, что касалось творчества, он принимал активнейшее участие. У него был богатый опыт общения с музыкантами, и он понимал, что рождается что-то новое. Он — как повивальная бабка, принимал роды. И у него было отношение к нашей группе как к роженице.
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:
На каком-то из очередных концертов в рок-клубе Борис Борисович подошел ко мне, говорит «Хочешь я тебя познакомлю с Тропиллой?». Познакомил меня с Тропиллой и говорит… «Вот, — говорит, — Андрей Владимирович, надо вот уже как бы писать человека». И, соответственно, Тропилло решил записать и нас в череде тех коллективов, которые он планировал писать тем самым летом. Писал он одновременно «Телевизор», «Кино», «Аквариум» и «Алису», то есть, конечно, он — монстр. Да он многому научил, то есть, в принципе, альбом «Энергия» — это 70% его заслуга, что он вообще вышел, потому что и играть то никто не умел толком.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 41
"Мы вместе", "Ко мне", "Мое поколение", "Я - меломан"...
Я мне больше всех нравились "Экспериментатор" и "Доктор Буги" (посвящение горяче любимому мной Марку Болану из Tyrannosaurus Rex и его Baby Strange)...