Шатаев Шуддин Салаудинович – полковник авиации.
В это же время в средней школе поселка Черноречье обучался гуноевец из Новых Алдов Шатаев Шуддин Салаудинович, 1942 года рождения. С детства он и его одноклассник Бондаренко Михаил Алексеевич мечтали стать летчиками. Для ее осуществления они с девятого класса поступили в училище и ходили заниматься в ДОСААФ, готовились к поступлению в летное училище. После окончания училища они обратились в военкомат, с просьбой отправить их учиться в летную школу. Военком предложил им поступить в Качинскую школу летчиков-истребителей. Однако они настояли, чтобы их отправили в престижное Ейское училище. После прохождения медицинской комиссии в Грозном, они отбыли в Ейск.
После Великой Отечественной войны чеченцев на обучении в Ейске не было. Керимов и Шатаев были первыми. Отбор был строгим: медицинская комиссия специалистов-психологов - аж из самого Ленинградского научно-исследовательского института. Из 2500 человек желающих учиться были приняты только 1290 человек, в их числе и оказались все трое наших земляков – Шатаев Шуддин, Бондаренко Михаил и Керимов Мовла.
- После поступления и до апреля 1962 года, - вспоминает Шуддин, - мы осваивали теорию, потом была наземная подготовка непосредственно на самолетах. С 1962 года стали летать с инструкторами на винтовых самолетах ЯК-18, с налетами по 48 часов. Потом были самостоятельные полеты на Миг-17 и на МИГ-21, а на четвертом курсе - на СУ-7. Воздушные бои, работа бомбами и пушкой по наземным целям - это была сложная и опасная работа. Был такой случай у меня. Перед самыми экзаменами при выполнении взлета у моего самолета лопнуло шасси, он получил повреждения, были пробиты топливные баки, загорелось топливо, тормоза не работали, тормозной парашют сгорел. При скорости 350 км в час я вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. Тогда не было сеток-ловушек, а была пахота, при въезде на эту пахоту - переднее шасси переломалось. Самолет на такой скорости врылся в землю, но фонарь, частично засыпанный землей, я смог открыть. Затем - выбрался наружу и отбежал в сторону. Самолет был полностью экипирован боекомплектом, бомбами и снарядами для пушки. К моему счастью, боекомплект не взорвался, самолет горел, а я получил ожоги рук и лица. Подоспевшие пожарные потушили огонь. Не суждено было мне в этот день умереть...
В 1965 году они успешно окончили данное училище и получили звания лейтенантов и летные удостоверения военных летчиков 3-го класса. Начальник училища предложил Шуддину остаться в качестве инструктора, но он отказался и попросил направить его для прохождения дальнейшей службы в Германию. Его просьба была удовлетворена, и дальнейшую службу он проходил в Германии.
Мовла после окончания училища был направлен в город Дубна на Западной Украине. Потом он служил в Азербайджане. После случая с одним из его сокурсников, когда этот летчик угнал самолет МИГ-17 и сбежал в Западную Германию, всех их перебросили на Китайскую границу. Дальнейшую службу Керимов проходил в Дальневосточном военном округе в звании майора авиации. Во время испытательного полета в свой 25-й день рождения – 24 сентября 1967 года, Мовла трагически погиб. Когда случилась эта трагедия, Шуддин проходил службу в Германии, и не смог проводить в последний путь своего сослуживца и товарища, о чем очень сожалел.
Шуддину спустя два года присвоили звание старшего лейтенанта, а еще через четыре - капитана. Тогда же он был награжден высокими правительственными наградами - орденами «Красного Знамени» и «За службу в Вооруженных Силах» 3-й степени.
В 1986 году Шатаев попал в Афганистан, оттуда - в Закавказье. От командира звена дослужился до командира полка. После – безупречная служба в Венгрии, за которую он был награжден орденом «Красной Звезды». Всего имеет 11 правительственных наград.
В 1991 году, после вывода советских войск из Восточной Европы, Шатаев служил в Тбилиси, откуда уволился в запас в звании полковника авиации. Далее он поступил на работу в Грозненский аэропорт. Прошел переподготовку в Ростове-на-Дону и стал диспетчером. Работал до начала военных действии в Чечне в 1994 году. В 1995 году продолжил работу в аэропорту «Грозный» вплоть до его закрытия в связи с известными событиями.
В 2006 году Шуддин вновь приступил к трудовой деятельности в Грозненском аэропорту, принимал активное участие в восстановительных процессах, работал с коллегами круглые сутки и в 2007 году они открыли-таки аэропорт. Опытный специалист работал заместителям центра - начальником службы воздушного движения. Однако вскоре здоровье Шуддина ухудшилось и 15 марта 2018 года он уволился с работы по состоянию здоровья.
Надо сказать, что Шуддин Шатаев и другие сослуживцы поддерживают добрые отношения с родственниками рано ушедшего из жизни Мовлы Керимова. Каждый год они посещают его могилу, часто гостят у его братьев в Гуни.
Вот такова вкратце жизненная эпопея летчиков-гунойцев Мовлы Керимова и Шуддина Шатаева.
Комментарии 12