Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим»
Совершаемый в субботу шестой недели Великого поста праздник Воскрешение Лазаря имеет особое значение для великопостной традиции. Предшествуя Воскресению Христову, это событие являет собой образ будущего всеобщего воскресения. На следующий день Церковь вспоминает торжественный Вход Господень в Иерусалим, утверждая тем самым божественное и царское достоинство Христа, добровольно идущего на крестные страдания ради спасения людей. Лекция будет посвящена историческому и богословскому контексту, иконографическим особенностям, а также отдельным выдающимся памятникам, запечатлевшим эти события.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков
Последнюю неделю работает выставка «Сотворение мира» в Музее имени Андрея Рублева
Экскурсии по выставке без предварительной записи: - понедельник, вторник в 16:30; - четверг в 16:00 и 18:30; - пятница, суббота и воскресенье в 16:30. Продолжительность экскурсии: 45 минут. Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн, в том числе и по Пушкинской карте.
Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово»
Воскресение Христово является главным праздником для христиан. Известие о Воскресении легло в основу проповеди учеников Христа, апостолов, которые разнесли эту радостную весть по всему миру. Сложившаяся в византийском искусстве иконография праздника Воскресения Христова нашла отражение в древнерусской иконописи. В лекции будут рассмотрены иконографические особенности различных вариантов изображения Воскресения Христова, образов Сошествия во ад, иллюстрировавших спасение Адама и Евы и победу Христа над дьяволом и смертью. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков.
Священномученик Ермоген (ок. 1530 - 1612), будучи священником одной из церквей в Казани, принимал участие в обретении иконы Богоматери Казанской 8 июля 1579 года. Позднее он написал повесть об этом событии. В 1587 году он принял монашество и вскоре стал архимандритом Казанского Преображенского монастыря, а два года спустя получил сан митрополита Казанского и Астраханского. Святой способствовал канонизации святителей Гурия и Варсонофия Казанских и строительству каменного храма на месте обретения чудотворного образа Богородицы. 3 июля 1606 года он был возведен на патриарший престол, и его служение пришлось на годы Смутного времени. После низложения царя Василия Шуйского патриарха Ермогена заточили в Чудовом монастыре, откуда он продолжал рассылать грамоты, призывающие к борьбе с врагом. 1 февраля 1612 года святой скончался в заточении от голода, или, возможно, был задушен. В 1652 году мощи святого перенесли в Успенский собор Московского Кремля. В 1912 году отмечалось 300-летие кончины патриарха, в апреле 1913 года было принято решение о его общерусской канонизации с датой прославления 12/25 мая. В документах священного синода было закреплено написание его имени как «Ермоген», в отличие от более привычного варианта «Гермоген». Небольшой образок с изображением патриарха с одной стороны и Богоматери Владимирской с другой был исполнен к 300-летию кончины святого и его общецерковному прославлению. Подобные образки создавались из разных материалов: более дешевые - из недрагоценных металлов, более дорогие - из серебра. Согласно клеймам на металле, образок из собрания музея был исполнен в Костроме мастером М. Ратнером.
26 мая ждем детей на праздничную программу, посвященную Дню славянской письменности и культуры.
Программа состоит из интерактивной тематической экскурсии «Письмо и книга в Древней Руси» и мастер-класса «Азбука древнерусской каллиграфии для детей и взрослых». Участники: посетят «Мастерскую книгописца» и познакомятся с процессом создания древнерусских книг, увидят предметы для обучения письму в Древней Руси, подлинные старинные книги с золочением и тиснением, а также материалы и инструменты, которыми пользовались древние мастера, узнают рецепты и секреты приготовления чернил; на мастер-классе под руководством основателя Школы исторической каллиграфии Андрея Санникова узнают о древнерусской каллиграфии и освоят с пером в руке основные типы древнерусских почерков.
Нет комментариев