Празднование в честь икон Пресвятой Богородицы: «Белыничская» (XIII в.), «Муромская» (XII в.)
Икона Божией Матери «Белыничская» (XIII в.)
Чудотворный образ Богородицы «Белыничская» находился в местечке Белыничах Могилевской губернии в церкви мужского монастыря. История иконы скрывается в давно минувшем времени. Но сохраняется предание, что эта благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма. Однако во время унии она оказалась в польском костёле и была особо чтимой святыней как для католиков, так и для православных. В 1876 г. католический костёл закрыли. Его здание вместе с чудотворной иконой переданы православному ведомству. В том же году, 12 апреля (по старому стилю), была совершена первая божественная литургия при многочисленном стечении богомольцев – православных и католиков. Для белорусов это было великой радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 г. римско-католического монастыря. Потребность в обители при православном храме в Белыничах вызывалась важным значением храма и находящегося в нём образа Богоматери, к которому массами стекались из далёких мест православные и католики.
Белыничский храм был великолепно устроен. По сведениям XIX столетия: «чудотворная икона находится на высоте алтарной стены; к сей святыне ведут на площадку две чугунные лестницы с левой и правой стороны алтаря, отделённого от них стеною; между наружною и алтарною стеною устроен ход. Богомольцы, отправляясь в Киев, не удлиняя пути, посещают монастырь в Белыничах для поклонения иконе, с древних времен прославленной чудесами. Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливающееся от иконы, по молитве веры, наполняет радостью сердца православных». Празднование в честь иконы «Белыничская» 12/25 апреля (ср.: Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. Снессорева С. – Ярославль: Норд, 2005, с. 135–136).
Об иконе «Белыничская», текст молитвы и другое читайте в книгах: Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. – М., СПб, с. 28–29; Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери.
Икона Божией Матери «Муромская» (XII в.)
«Святая икона, называемая Муромскою, принесена из Киева в Муром святым князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру: идолопоклонники не только не изъявляли на то согласия, но в ярости составили заговор и хотели убить его. Благоверный князь, узнав о том, усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники, невидимо пораженные ужасом, тотчас переменили мысли и сами просили крещения.
В конце XIII века в Муроме был епископом святой Василий. Народ, ослепленный лживыми клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить его. Святитель Василий просил отсрочить смерть его до утра; до третьего часа дня всю ночь молился он во храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив литургию, он пошел в храм Благовещения и там перед иконой Богоматери, принесенной некогда из Киева князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял святую икону, пошел из церкви на реку Оку и, сняв с себя мантию, распростер ее по воде, стал на мантию с иконою и сильным ветром был понесен против течения. В девятый час дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Федор и Константин. Князья, все духовенство и народ вышли с крестами навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани новая, где и осталась чудотворная икона, называемая также Молением святого Василия. Три года спустя святитель Василий избрал местом для жительства новую Рязань, как место, более защищенное от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда же перенес икону Муромскую.
В 12-й день апреля [по старому стилю] 1810 года указом Св. Синода празднество сей иконе установлено по прошению жителей Мурома»*.
По исследованиям архиепископа Филарета Черниговского, жизнь святого Василия и события, связанные с чудотворной иконой, прославившей невинность святителя, вероятнее всего относятся к середине XIV века, а год издания указа Священного Синода – 1814.
Богородицу перед Её иконой «Муромская» просят об исцелении болящих, о просвещении ума и сердца, смиренномудрии, любви и согласии супругов, защите от раздоров, нестроений, скорбей, клеветы и гонений, о приведении к покаянию, помиловании кающихся и об ином.
(ср.: *Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. Снессорева С. – Ярославль, 2005, с. 134–135; Избранные жития святых. Январь–июнь. – М., 2011, с. 514–518).
Тропарь, глас 4 (перед иконой Божией Матери «Муромская»):
Днесь светло красуется град Муром, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.
Об истории иконы «Муромская», тексты акафиста, молитвы, тропаря и другое в книгах: Акафист Божией Матери в честь иконы Её «Муромская»; Жития всех святых; Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы; Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев