Как научиться слушать и слышать
#ВашПсихологУважаемые родители, бабушки и дедушки! Сегодня Виолетта Гудкова назовёт ещё несколько причин, из-за которых дети не прислушиваются к взрослым, и продолжит рассказывать о том, как нужно себя вести, чтобы добиться взаимопонимания. Итак, слово нашему эксперту.
Дорогие родители, помните, что для серьёзных разговоров с детьми нужно выбирать подходящее время. Например, если вы что-то начинаете говорить, а ребёнок отводит взгляд, переминается с ноги на ногу, вертится на стуле или барабанит пальцами по письменному столу, это значит, что ваши слова в данный момент его не интересуют. В этой ситуации вам лучше отложить беседу и ограничиться короткой просьбой. Не стоит отвлекать ребёнка, ведь у него тоже, как и у вас, могут быть срочные дела (непростое домашнее задание, важный разговор с другом по телефону) или просто плохое настроение.
Ещё одной причиной нежелания слушать вас может быть и то, что вы, родители, и сами не слушаете своих детей. «Да я его слушаю постоянно!», - говорят мамы на консультациях. Однако на деле выясняется, что они это делают без интереса и участия. Например, слушают детей, стоя к ним спиной, изредка бросая взгляд на сына или дочь, помешивая суп на плите или смотря телевизор. Дети, особенно подростки, чувствуют, что искренней заинтересованности в том, чтобы понять их переживания, у родителей нет, и им это очень обидно.
Как здесь правильно поступить? Когда ребёнок эмоционально что-то рассказывает или о чём-то просит, вы должны глядеть на него, а не куда-то в сторону. И должны помочь ему успокоиться, а не советовать что-то второпях или «ставить на место». Безусловно, у вас благие намерения, но в такой ситуации ребёнок не способен хоть что-то услышать и воспринять: он, скорее всего, затаит на вас обиду и замкнётся в себе. Нужно подождать, когда его эмоции немного утихнут, и он будет готов выслушать и понять то, что вы ему скажете. Слушайте, сочувствуйте, будьте с ним заодно!
Чтобы ребёнок был с вами откровенен и делился тем, что у него на душе, нужно настроиться на его эмоциональную волну. Подумайте, после каких слов вам самим захочется рассказать другу, что с вами произошло. Возможно, это будет распространённое выражение типа «Что случилось?» или «Что-то случилось?». Важны нюансы: обратите внимание, что первый вопрос не выражает заинтересованности и сочувствия, а вот второй звучит уже более искренне.
Во время беседы с ребёнком говорите неторопливо, выдерживайте паузу после каждой его реплики, давайте возможность что-то добавить. Если сын или дочь смотрит в сторону, это значит, что ребёнок что-то обдумывает, разбирается со своими переживаниями. В этот момент молчите и ждите. Так дети почувствуют вашу поддержку. Можно повторять их некоторые фразы, так как поддакивание или покачивание головой - это отклик на то, что вам говорят.
Дошколятам бывает трудно понять, какое чувство овладело ими, поэтому помогайте детям сами. К примеру, можно говорить: «Тебя это, наверное, рассердило?», «Я заметила, что ты очень расстроился». И даже, если вы не угадали, самое важное – это ваша искренность, сочувствие. Очень важно узнавать у ребёнка не только о том, где он был, какую получил оценку и не опоздал ли на урок, но и о том, что он чувствует, вернувшись из детского сада, школы или спортивной секции. Ведь детям, как и взрослым, важно понимать своё собственное состояние, чтобы пережить его, освободиться от негатива и научиться управлять своими эмоциями.
Пусть это станет вашей хорошей привычкой - слышать и понимать друг друга. От всей души желаю вам удачи!
Подготовила Мария Гришина.
Фото из архива В. Гудковой.
ВАЖНО!
Если ваш ребёнок столкнулся с проблемой, то своевременное обращение за помощью к специалисту поможет вам преодолеть трудности. Напомним, что свои вопросы психологу вы можете задать по телефону 8 (38456) 7-57-58.
Наше досье
Виолетта Гудкова, 44 года, психолог. В 2005 г. окончила Томский государственный педагогический университет. В настоящее время работает в должности психолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга».
Нет комментариев