Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в
духовной жизни Бог с самого начала даровал ему благодать Свою, и эта благодать постоянно
обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждою, и через нее Адам и
Ева находились в постоянном богообщении. А чтобы предоставить человеку возможность
засвидетельствовать послушание и укреплять веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить
для него испытанием: не вкушать только от одного дерева из всех растущих в раю — древа
познания добра и зла, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Смерть же разумелась и духовная — отчуждение от жизни Божией, и физическая — разрушение
тела. Заповедь Господня о древе познания предполагала только одно: повиновение Богу, которое
есть источник всякого блага. Это древо было названо древом познания добра и зла не потому, что
имело силу сообщить нашим прародителям познание о добре и зле, которого они прежде не
имели, а потому, что через вкушение от запрещенного древа они опытно имели познать и познали
все различие между добром, от которого ниспали, и злом, в которое впали, какое добро
содержится в покорности, а какое зло — в противлении воле Божией. За исполнение заповеди
были обещаны блаженство и вечная жизнь, за нарушение — смерть. Таким образом был заключен
первый завет Бога с человеком. И в этом завете явились благость и премудрость Божия. Зачем нужна была заповедь? Для того чтобы человек, быв вначале искушен, через
сохранение заповеди, утвердившись в добре непоколебимо, явился бы совершенным и принял бы
бессмертие как награду за добродетель. Заповедь не только не затрудняла свободу на пути добра, а, наоборот, как и все заповеди Божии, была светом, просвещающим очи человека (Пс. 18, 9). Она
определяла истинное направление всей его жизни, то есть послушание, повиновение воле Божией. Бог Адама поставил князем мира земного, и он весь мир познавал изнутри, обладал
достоинством пророческим. Звери чувствовали господство Адама и были покорны ему. Адам
2
давал животным имена, вполне выражающие существенные свойства их. «Имена те, которые
нарек им Адам, остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы помнили постоянно о
чести, которую человек получил от Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и
причину отнятия (этой чести) приписывали самому человеку, который через грех утратил власть
свою» (свт. Иоанн Златоуст). Так, живя в союзе с Богом, Адам жил в мире. Природа, земля не знали зла, плоды земные
возрастали в изобилии без трудов, звери питались этим изобилием земных благ. Звери большие не
трогали малых, не было мясоядения, не было громов, молний, болезней. Все знали только добро и
не знали о существовании и проявлении зла. Блаженное состояние первых людей терзало завистью духа тьмы. Падшему еще до
сотворения человека Деннице невыносимо было видеть ангельскую жизнь во плоти человеческой. «Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше
Ангелов, видя на земле в блаженстве человека — этого земного Ангела и снедаемый завистью, виновник зла демон употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим» (свт. Иоанн Златоуст). Главный князь тьмы в образе змея (который «был хитрее всех зверей полевых») приходил
искушать жену и увлек ее ко злу. И жена не только не уклонилась от беседы с диаволом, но и
открыла ему заповедь Божию: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое
среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 2—3). Так Ева, по слову Христову: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед
свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6), повергла Божественные бисеры пред «свиньей», пред змеем, или диаволом, действовавшим через
него. И вот этим своим непочтением святыни Божией Ева сама лишила себя Божественной
благодати, как бы невидимым покровом покрывавшей ее. Совершив малое прегрешение, жена
добровольно дала возможность диаволу увлечь ее и в большее. И древний змий не замедлил
воспользоваться этим и увлек в бездну преслушания не только жену, но вместе с ней и
первозданного. Нет, не умрете (Быт. 3, 4), — говорит диавол жене, внушая ей сомнение в словах Самого
Бога, — но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). И вот Ева, увлекшись надеждой на равенство с Богом, возмечтала о себе. Она поверила
змею больше, чем Творцу своему и Владыке, и в ней родилась тройственная похоть: И увидела
жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глаз (похоть очес) и
вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская); и взяла плодов его и ела (Быт. 3, 6). Непокорность, неверие, чувственное наслаждение — вот тройственный огонь искушения. Начало
греха — сомнение, и Ева проявила его, когда вступила в беседу с диаволом. Теперь святое
послушание кажется стеснительным, преступление — первым шагом к мудрости, падение, удаляющее от Бога, — путем к подобию с Ним. И Ева соблазнилась. По ее уговорам, Адам тоже
возжелал наслаждения вещественного и земного и пал. Но каковы бы ни были убеждения и
уговоры жены, Адам должен был помнить заповедь Божию, он имел ум, чтобы решать, кого
больше слушаться, жены или Бога, и сам виноват в том, что послушался жены. Итак, величайшая катастрофа в истории человечества совершилась. Те, которые должны
были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Они
нарушили заповедь не в силу необходимости, а по решению собственной свободы; они обладали
всеми средствами, чтобы противостать всем ухищрениям и обольщениям злого духа. Хотя жена
пала по прельщению сатаны, но она пала не потому, что должна была пасть, а потому, что хотела;
нарушение заповеди Божией ей было предложено, но не навязано. Как поступила жена, так
поступил и Адам. Он мог не принять предложенного ему плода, но не сделал этого и добровольно
преступил заповедь Божию. Господь сотворил человека со свободной волей, с возможностью самому делать выбор. Господь сотворил человека личностью, Он вложил в него склонность и стремление к добру. И в
раю человек был чист и зла не видел.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев