Святые отцы говорят, что Бог всегда являет Свой Промысл о Своих тварях. Когда они
свободно избирают и творят добро, Бог содействует и вспомоществует им. Во всех же тех случаях, когда они по своей воле избирают и творят зло, бывает не содействие Божие, но одно только
попущение. Бог никогда не лишает нравственные существа дара свободного выбора. Поэтому
когда Господь попускает нам совершать какое-либо зло, то не стесняет нашу свободу, а только
предоставляет ей самой действовать, без Его помощи, по своему произволу. Но при этом Господь
не оставляет Свои создания. Он направляет их, со всей их жизнью и деятельностью, к
предназначенным им целям, по возможности исправляя и обращая и самое зло, творимое
человеком, к добрым последствиям. Зло, грех всегда влекут за собой наказание Божие — таков всеобщий закон. И наказание это
следует не только как возмездие, но и как средство, призывающее человека к осознанию своего
заблуждения и к покаянию. Так было во все времена и во всех народах. Изгнанные из рая Адам и Ева поселились вблизи и против рая, который ради Адама был
насажден и теперь ради Евы заключен. Воззрение на рай напоминало Адаму о том, чего он
лишился и до какого состояния довел себя. Эта восточная внерайская страна, где поселился Адам, сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и
здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей — сыновья Адама и Евы Каин и Авель. Каин обрабатывал землю, а Авель занимался скотоводством. Но счастья на земле не было, а были
только скорби, ибо люди продолжали преступать закон Божий. Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель — первородного овна из своего стада. Мирная жертва (без пролития крови) приносилась за
незначительные проступки. Кровная же жертва всегда приносилась за смертный грех. Жертвенное
животное как бы заменяло собой человека, совершившего смертный грех и подлежащего смерти. То есть выбор вида жертвы — это, в первую очередь, осознание степени своей греховности. Авель
приносит кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей — Адама и Еву, понимая, что грех родителей непосредственно касается и его. Авель приносит жертву с верой в обещанного
Спасителя и с молитвой о помиловании. Он принес Богу самое лучшее и драгоценное из своего
имения — дорогих, отборных, первородных овец. Каин же приносит жертву без веры, без
благоговения, «что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора» (свт. Иоанн Златоуст), да и смотрит на нее как на заслугу перед Богом (Евр. 11, 4), считая свои грехи незначительными. Поэтому жертва Авеля была принята, а жертва Каина — отвергнута: Призрел Господь на Авеля и
дар его, а на Каина и на дар его ни призрел. Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем обличение своих злых дел (1 Ин. 3, 12), Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4, 3—4). Господь, желая, чтобы Каин
исправился, предостерегает его от злого дела, кротко обличая Каина в его внутреннем, сердечном
грехе, не приведенном еще пока в исполнение самим делом, и призывает к борьбе с самим собою, к борьбе за добро и святость. «Согрешил еси, умолкни, — говорит Господь Каину, — хотя он
(Авель) и удостоился от Меня чести и дар его принят, но к тебе обращение его, и ты тем
обладаеши, — так что и после этого греха Я за тобою оставляю преимущества первородства, и ему
повелеваю быть у тебя под властью и начальством» (свт. Иоанн Златоуст). Зная жестокость
братоубийственного намерения Каина, Бог наперед хочет смягчить его сердце и успокоить его ум
и для того подчиняет ему брата и не отнимает у него власти над ним. Каин, однако, не послушался
Божиего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Таково различие во внутреннем
расположении Каина и Авеля, такова сила греха. Зазвав доверчивого брата в поле, Каин убил его, совершив невиданное еще землею злодеяние. Убийство не могло быть сокрыто от Бога, но Господь, готовый простить всякий грех, лишь
бы только грешник искренне раскаялся, одним Своим вопросом: Где Авель, брат твой? (Быт. 4, 9) — наводит Каина на мысль о покаянии. Но как отец его Адам не воспользовался в раю данной ему
Господом возможностью исправить свою ошибку, так не сделал этого и Каин. Он дерзко ответил
Богу: Не знаю. Разве я сторож брату моему?
Если бы Каин осознал свой грех, если бы ответил на призыв Божий и со смирением
испросил у Него прощения, человеколюбивый Господь отпустил бы ему его согрешение. Но этого
не произошло, а дерзость и бесстыдное отрицание своего злодеяния не допускали возможности
7
дальнейшего испытания Каина, и Господь произнес приговор: И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь
возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и
скитальцем на земле (Быт. 4, 11—12). Не только за злое употребление телесной силы, но и за непокаяние и бесстыдство Бог
обрекает Каина на всегдашнее изгнание, чтобы не только он сам имел непрестанный урок и
напоминание о своем беззаконном поступке, но и все видящие его не отваживались на подобные
злодеяния, чтобы наложенное на Каина наказание внушало всем не обагрять земли кровью. Не
подверг Господь Каина скорой смерти, чтобы его поступок не был предан забвению, а оставил
жизнь, тягчайшую смерти, чтобы он самым опытом познал, какое страшное совершил
преступление.
Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для
других. Поэтому всякий, кто убьет Каина, по слову Божию, подвергал себя наказанию в семь раз
большему. Для этого Господь полагает на Каина знамение — вид стенания и трясения, чтобы
никто не убил его по незнанию и не подвергся столь тяжкому наказанию. А убийца и тогда вел жизнь несчастнее всех людей, и в последующие времена подвергается
всеобщему осуждению и представляется в Божественном Писании как отверженный и проклятый
Богом. Значит тот действительно терпит зло, кто творит преступление закона Божественного —
закона добра. Первые поколения потомков Адама и Евы были наделены необыкновенным долголетием. Так, сам Адам жил 930 лет, Сиф — 912 лет, Енос — 905 лет, Каинан — 910 лет, Малелеил — 895, Иаред — 962, Енох — 365, Мафусаил — 969, Ламех —777, Ной — 950 лет. Но злодеяния стали
сильно разрастаться в мире, и высшего своего развития они достигли вследствие смешения между
собой потомков Каина, называемых за их беззакония сынами человеческими, и потомков третьего
сына Адама и Евы — Сифа, называемых за их благочестие сынами Божиими. По грубому
влечению чувственности сыны Божии уклонились от благочестия, увидели дочерей человеческих
(из потомства Каина), что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6, 2). Вожделение красоты увлекло сынов Божиих в погибель; красота лица была для них причиной
блудодеяния и необузданности, так как устремились они к женам не по желанию чадородия, продолжения рода, но по неумеренной похоти. «Они побеждены были красотой и не хотели
обуздать беспорядочное вожделение, но, увлекшись видом жен, погрязли в нечистоте, и этим
беззаконием сделали себя недостойными вышнего промышления» (свт. Иоанн Златоуст). Долголетие нечестивых людей могло послужить средством еще большего умножения и
распространения зла в человечестве, так как отведенное им время они использовали не на
духовное обогащение, а на умножение грехов. Редкость случаев смерти лишала людей одного из
страшнейших предостережений для их совести — памяти о посмертном воздаянии за дела всей
жизни. Кажущаяся отдаленность суда могла приводить к дерзкому неверию и кощунству;
сообщества злых людей содействовали умножению зла и порока. И это, очевидно, была не простая
порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания
против Бога. И Господь определил суд: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть (Быт. 6, 3), и сократил дни жизни их до 120 лет. Покаялось ли человечество, претерпев столь великое наказание? Священное Писание
говорит нам, что потомки Адама и Евы не только не обратились от своих злых дел, но, несмотря
на приближение по повелению Божию смерти на целые столетия, продолжали предаваться
порокам плоти и неумеренной чувственности. И среди этого развращенного мира оставался
неоскверненным только один человек, который обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). Это был Ной, сын Ламеха, человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6, 9)
Ной имел многие добродетели, необычайную мудрость, веру, мужество, терпение. Он был
как искра среди мглы и не угасал. Священное Писание намеренно указывает число лет
праведника: Ною было пятьсот лет (Быт. 5, 32), чтобы было видно, сколько лет он увещевал
своих современников примером своей благочестивой жизни, и как они, избрав путь нечестия, погибли на нем, а праведный Ной, идя путем, совершенно противоположным, явил столь высокую
8
добродетель, что привлек к себе благоволение Божие и, тогда как все прочие подверглись
наказанию, один он со своим семейством избежал его. Почему же так: современники Ноя избрали
зло, а Ной избрал добро? Каждый по своей воле выбирает нечестие или добродетель.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев