Щемелев Федор Андреевич
Федор Андреевич Щемелев родился в 1917 году в деревне Жилино Октябрьского (ныне Западнодвинского) района Великолукской (ныне Тверской) области в крестьянской семье. До войны работал в колхозе.
На военную службу был призван рядовым красноармейцем в мае 1941 года Октябрьским райвоенкоматом Великолукской области.
Был определен в инженерно-аэродромные войска в звании рядового. Пройдя курс подготовки, имел специальность шофера и сапера.
В первые месяцы войны организация инженерно-аэродромного обеспечения была слабой, а взаимодействие тыла ВВС фронтов со штабами находилось на зачаточном уровне. В период подготовки к боевым действиям саперы подразделений и частей инженерно-аэродромного обеспечения решали главные задачи: подготовка в минимально возможные сроки оперативных аэродромов; содержание оперативных аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности в течение всей операции и боевых действий; выполнение мероприятий по маскировке аэродромов, минирование и разминирование аэродромов.
Вяземская линия обороны Москвы, в которой красноармеец Щемелев Ф.А. и начал свою службу, проходила по рубежу Осташков, Селижарово, Оленино, Дорогобуж, Ельня, Жуковка, Брянск.
Важной задачей инженерных войск как в период подготовки обороны, так и в ходе ее было создание заграждений всех видов, особенно минновзрывных и прежде всего противотанковых.
Только на Вяземской линии обороны инженерные части Резервного фронта установили 81 169 противотанковых и противопехотных мин. Вместе с тем следует отметить, что плотность противотанкового минирования к началу битвы под Москвой, да и в ходе ее, была невелика (150-200 мин на 1 км фронта).
Еще важной задачей инженерных войск как в период подготовки обороны, так и в ходе ее было создание заграждений всех видов, особенно минновзрывных и прежде всего противотанковых.
В целом возведенные укрепления оказали существенную помощь советским войскам, когда в октябре — ноябре 1941 г. развернулись ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками на подступах к столице нашей Родины.
Вражеская авиация систематическими налетами одиночных самолетов и групп разрушала железнодорожные коммуникации на железнодорожных станциях, подходившие резервы, транспорт, санитарные поезда. Продолжались налеты и на Москву. Защитники Москвы сделали главное — остановили врага, истощили его силы, заставили полностью израсходовать резервы. Большую роль в защите Москвы сыграла и авиация, в том числе ВВС Калининского фронта. Не меньшая роль в защите столицы нашей Родины отводилась и саперам инженерно-аэродромных батальонов, где служил Федор Щемелев.
В срыве первого наступления фашистских войск на Москву достойное место принадлежит и воинам инженерных войск.
К началу контрнаступления было хорошо подготовлено тыловое обеспечение нашей авиации: на удалении 25 — 30 км от линии фронта строились аэродромы засад для истребителей и подскока для штурмовиков. Всем необходимым их обеспечивали бойцы батальонов аэродромного обслуживания.
В январе 1942 года участвовал в обороне на Ржевском направлении.
Инжернерно - аэродромный батальон, в составе которого был рядовой Щемелев Ф.А., продвигался по фронтовым дорогам вместе со своей авиационной частью. После перегруппировки войск с 18 мая 1943 г. рядовой боец Ф.Щемелев был зачислен в 115-й отдельный инженерно-аэродромный батальон, в составе которого дошел до конца войны
При отступлении гитлеровцы выводили из строя оставлявшиеся ими аэродромы двумя способами: разрушением и минированием. Иногда эти способы совмещались: лётные поля и взлётно-посадочные полосы перепахивались плугами, канавокопателями, а в отвалы грунта закладывались мины и фугасы, также осуществлялся подрыв мин и фугасов на искусственных взлётно-посадочных полосах, на рулёжных дорожках и местах стоянок самолётов.
Это приводило к тому, что сроки восстановления аэродрома увеличивались на время, необходимое для минной разведки и разминирования аэродрома и подъездных путей. Так, в период зимних наступательных операций на подготовку оперативного аэродрома затрачивалось от 3 до 5-6 дней, а в случае подготовки аэродрома, ранее занятого противником, в первую очередь выполнялись работы по минной разведке и разминированию, что приводило к увеличению сроков подготовки аэродрома на 2-3 дня.
Кроме минновзрывных, проволочных и других противопехотных заграждений были применены и электризуемые заграждения.
В ходе оборонительных операций инженерные части принимали активное участие в боевых действиях по срыву танковых атак противника. В этом важную роль сыграли огонь противотанковой артиллерии и минновзрывные заграждения, устанавливаемые саперами на направлениях движения танков противника.
По мере продвижения вперед наши войска, в том числе и инженерные части, закрепляли занятые рубежи, проводя оборонительные работы и устраивая заграждения.
Таким образом, советские инженерные войска внесли большой вклад в дело разгрома фашистских армий, как в битве под Москвой, так и в общее наступление наших войск на Западном направлении.
За отличное несение службы боец Ф.А. Щемелев был награжден медалью «За оборону Москвы».
09.05.1945 г. награжден медалью «За победу над Германией в 1941 – 1945 гг.,
Награжден Орденом Отечественной войны II степени и другими медалями, включая юбилейные.
Домой Федор Андреевич после победы над врагом вернулся в свою родную деревню Жилино. Женился на девушке Евгении. Позже переехали с женой на постоянное место жительства в деревню Бенцы Западнодвинского района.
Вырастили с женой троих детей: два сына и дочь. Федор Андреевич продолжал работать вместе с женой в колхозе «Строитель».
К сожалению, детей уже нет в живых. Но память о нем хранят внуки и правнуки.
Г.А. Волкова д. Лядины
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев