3. «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…
Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон… В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.
4. Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное. А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…
Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…
Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.
Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…
5. Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…
Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…
Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…
Комментарии 27
На данный момент семь удалений из ленты.
Очевидно что тот кто отписался от оповещений в ленте на мои обновления, не желает их видеть, так как ему не интересны психологические измышления Шамана.
Тогда законный вопрос—А для чего вы приняли дружбу от меня или пригласили дружить?
Ибо после кое каких наблюдений за теми кто пришол в друзья за эти три четыре дня, попытками общения с ними.. будут сделаны выводы и многие удалены.