Хранилище культуры, мудрости и знаний.
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал, и как они устроены. Истинное предназначение музеев — дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion — «храм муз») называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний. Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.
Первый прототип современного музея был основан в городе Александрия, Египет под названием Мусейон в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени.
10 интересных фактов об Александрийской библиотеке. https://dzen.ru/a/ZdnYUFBRjmyXV75D Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.
В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.
В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты, захваченные во время войны, служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.
В 15 веке Лоренцо де Медичи (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур. Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).
Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.
Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году. Чтобы посетить его, необходимо было письменное разрешение. А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.
Первые коллекции на Руси. Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи. Богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен.
Первые частные коллекции появились в XIV веке: известно, что за всевозможными древностями охотился князь Симеон Гордый. Царь Алексей Михайлович собирал рисунки и гравюры, а патриарх Никон — эстампы, их тогда называли фряжскими или немецкими потешными листами. Коллекционировали живопись и графику не только члены царской семьи и священники, но и боярская знать, например князья Голицыны. Фонды нынешних Музеев Московского Кремля можно считать древнейшим собранием России. В Большой казне и в Оружейной палате хранили не только богатства, но и царские регалии. Например, как минимум с 1518 года там находится шапка Мономаха, а с эпохи Ивана Грозного — Казанская шапка, венец, который создали в середине XVI века в честь взятия Казани. Однако настоящим музеем, открытым для посетителей, Оружейная палата стала только в 1806 году по указу императора Александра I.
Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I. Он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины.
В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи. А в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей. Доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.
Несколько кабинетов редкостей Петр I увидел во время своего заграничного путешествия с Великим посольством в 1697–1698 годах. Император решил устроить такой просветительский музей и в России — «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Для «государева кабинета» по указу Петра начали собирать экспонаты:
«каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».
В 1714 году в Петербурге открылась Кунсткамера. Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.
Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции. Нынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году. В восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерватория и знаменитый Готторпский глобус диаметром 3,1 метра — первый в мире глобус-планетарий.
В западной части чуть позже обосновалась Академия наук — именно там работал Михаил Ломоносов. Вскоре в России стали открываться и другие музеи. Первая картинная галерея разместилась в Монплезире — дворце Петра в Петергофе. Император собрал большую коллекцию работ голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII века. К 1722 году в Монплезире хранилось более 200 полотен. Во время своих заграничных поездок Петр посещал аукционы и выставки, приобретал картины.
В конце XVIII столетия небольшие музеи начали открывать при учебных заведениях. В Московском университете появились Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, при Академии художеств — картинная галерея из работ европейских художников, их передал в дар меценат Иван Шувалов. Интересно, что от первоначальной коллекции Шувалова до наших дней в собрании Академии осталась только одна работа — картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев». Собрание Петра I в Монплезире продолжила пополнять Екатерина II. Она же основала в 1764 году картинную галерею Императорского Эрмитажа. История галереи началась с частного собрания Иоганна Эрнста Гоцковского — более 200 работ голландско-фламандской школы первой половины XVII века, среди которых были полотна Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Рембрандта и других художников. Гоцковский передал его Екатерине в счет долга.
При Александре I и Николае I для музея приобретали не только частные собрания целиком, но и отдельные произведения.
Само слово «эрмитаж» с французского переводится как «приют отшельника» или «уединенное место». Своему названию собрание соответствовало вплоть до середины XIX века: попасть в него могли только избранные. Например, Александр Пушкин смог побывать в Эрмитаже только благодаря рекомендации поэта Василия Жуковского — на тот момент наставника наследника престола.
Богатейшую в Российской империи коллекцию сделал достоянием общественности император Николай I. В феврале 1852 года Эрмитаж открылся для публики в специально построенном новом здании, и к 1880 году его посещали в год 50 тысяч человек.
Первым провинциальным публичным музеем в России стал «музеум«, открытый в 1782 году в Иркутске по инициативе губернатора Франца Клички. Его создание поддержала императрица Екатерина II. Посетители могли увидеть коллекции, связанные с естественной историей и этнографией.
В 1803 году на берегу Плещеева озера открылся, как бы сейчас сказали, первый музей одного экспоната. Именно здесь в 1689–1692 годах Петр I создал свою Потешную флотилию. Построенный им ботик «Фортуна» император повелел хранить для истории и даже издал по этому поводу в 1722 году специальный указ. Для экспонирования ботика на берегу озера построили каменное здание, сейчас это филиал Переславского музея-заповедника.
А вот первый общедоступный художественный музей за пределами Москвы и Петербурга открылся 29 июня 1885 года в Саратове. Музей имени писателя Александра Радищева был основан по инициативе его внука — художника-мариниста Алексея Боголюбова. Вход в музей был бесплатным, но благодаря многочисленным пожертвованиям, в том числе от московских меценатов, его художественную коллекцию пополняли работы знаменитых русских художников — Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Поленова и других.
Всего к революционному 1917 году в России работало около 500 частных и государственных музеев. Многие меценаты открывали свои собрания для публики. Например, Мария Тенишева создала музей русской старины, Павел Третьяков подарил знаменитую галерею Москве, а Сергей Щукин водил экскурсии по собственному дому, где висели полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов.
Что было дальше? После Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Временное правительство организовало художественно-исторические комиссии, а через несколько лет началась работа по созданию государственной системы управления музейным делом и охраны памятников. Множество памятников культуры в годы Гражданской войны удалось сохранить благодаря художнику и искусствоведу Игорю Грабарю. По его инициативе при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения работала комиссия, которая стремилась сохранить древнерусскую живопись. Позже ее преобразовали в Центральные государственные реставрационные мастерские. Это был первый официальный центр, который занимался реставрационной деятельностью. В 1923 году вышло постановление правительства, согласно которому все музейные фонды стали государственным достоянием, а спустя год появился Государственный музейный фонд.
Виртуальное знакомство с музеями Донецкой Народной республики: http://www.mincult.govdnr.ru/muzei На этом сайте имеется не только описание музеев, но и ссылки как добраться туда и что интересного посмотреть, есть возможность побывать виртуально в каждом из существующих в ДНР.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1