Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в городе Старая Русса, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. Сведений о том, где и когда была написана эта икона не сохранилось, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок и чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города, и именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления.
Когда в 1655 в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, одному жителю Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. Тихвинцы попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной, а сами прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.
В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. И только в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 18 сентября ст ст/1 октября н.ст/вспоминается перенесение иконы.
Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.
Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный почитаемый список вновь находится в Георгиевском храме Старой Руссы. Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 4/17 мая и 18 сент.ст.ст/1 октября по новому стилю.Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.
Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1