1984 год, 13 июня; время «Акатуя»; перед закатом солнца тени стали длиннее, большой хоровод завершающий чувашский обрядовый праздник «Акатуй». Батырево, село при реке Була (Патăрьел ялĕ); юг Чувашской АССР.
Фото, хранение - Батыревский историко-этнографический музей «Çăкăр», «Хлеб»; в Госкаталоге: 26800458; по КП (ГИК): БРИЭМ КП 1845/16; инв. номер:1845/16.
Комментарии 234
Юмах юман таринче...
Стив-Берг
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.
МАТЕРИАЛЫ для ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ: с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров.
С.-Петербург. 28 ноября 1860 г.
Ценсор В. Бекетов.
«Сами Чуваши о происхождении своем не имеют решительно никакого понятия; их предания весьма бестолковы и нисколько не могут навести на мысль об их прошедшем; их исторические знания не только что вздорны, но и бедны: например только образованнейшие из них знают о всемирном потопе, о смешении языков, коих насчитывают ...ЕщёЭто вы, монголо-чуваши, заткнитесь. Это для вас, чуваш, учёные Кузьмин-Юманади и Кулешов не известен, а для других они известны. М.Закиев - всемирно известный учёный и не вам, монголо-чувашам судить о нём! Вы, чуваши, к булгарам как не относились так и не относитесь по сей день! Чуваши. Казанская губерния. 1861
Стив-Берг
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.
МАТЕРИАЛЫ для ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ: с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров.
С.-Петербург. 28 ноября 1860 г.
Ценсор В. Бекетов.
«Сами Чуваши о происхождении своем не имеют решительно никакого понятия; их предания весьма бестолковы и нисколько не могут навести на мысль об их прошедшем; их исторические знания не только что вздорны, но и бедны: например только образованнейшие из них знают о всемирном потопе, о смешении языков, коих насчитывают 77, и из них только шесть».
Как видим, ещё в конце 19 века (!) чуваши знать не знали о булгарах!
"…В лето 6744. Бысть знаменье в солнци месяца августа въ 3, в неделю по обедех бысть видети всем акы месяц четырь дьни. Тое же осени. Придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии Татари, и взяша славныи Великыи город Болгарьскыи, и избиша оружьем от старца и до юнаго, и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а город ихъ пожгоша огнем и всю землю ихъ плениша."
Само слово "татарин" - это антипод слову "булгар". Ведь именно татары разгромили Волжскую Болгарию, из - за них эта земля опустошилась, а население перебежало на северные земли.
Эта тема давно, "сто раз" обсуждалась в интернете и сейчас ее поднимать - нет никакого желания!
https://dzen.ru/a/ZFVyLhZ7qlOoPtcu
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д.1. Прародина чувашей Прародиной тюркских племен и народов является Центральная Азия. Ученые полагают, что древнейшие предки чувашей - огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена - в древности жили на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.В конце III в. до н.э. в степях Центральной Азии возникло первое государственное образование кочевых племен во главе с шаньюнем Модэ - "Держава хунну". Она состояла из 24 племен, подразделявшихся на восточных и западных. В число восточных хунну входили, кроме тюркоязычных, монгольские и маньчжурские племена. Предками чувашей могла быть лишь крайняя западная часть тюркоязычных хунну.Религиозные верования хунну сводились к поклонениям и жертвоприноше...ЕщёЧуваши: этническая история и традиционная культура
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д.1. Прародина чувашей Прародиной тюркских племен и народов является Центральная Азия. Ученые полагают, что древнейшие предки чувашей - огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена - в древности жили на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.В конце III в. до н.э. в степях Центральной Азии возникло первое государственное образование кочевых племен во главе с шаньюнем Модэ - "Держава хунну". Она состояла из 24 племен, подразделявшихся на восточных и западных. В число восточных хунну входили, кроме тюркоязычных, монгольские и маньчжурские племена. Предками чувашей могла быть лишь крайняя западная часть тюркоязычных хунну.Религиозные верования хунну сводились к поклонениям и жертвоприношениям небу, солнцу, земле, предкам и различным духам.Конные отряды хунну налетали на неприятеля, окружали его со всех сторон, осыпая тучами стрел, затем пускали в ход копья и мечи. К III-II вв. до н. э. хунну подчинили себе многие ираноязычные, финно-угорские и другие племена и включили в свою "державу" низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи.Hо в 70-х гг. 1 в. до н.э. держава хунну распалась под объединенными ударами китайцев, усуней и динлинов. Тогда часть гуннов мигрировала на запад, в Приаралье, где жили племена кангюй. Очевидно, здесь, в восточной части Средней Азии и современного Центрального Казахстана, они смешались с ираноязычными племенами. Как полагают, эти смешанные группы и составили затем костяк господствующего населения Кушанской империи, на рубеже новой эры простершей свою территорию от Урала до Индийского океана.Во II в. н.э. хунну достигли Каспийского моря, центром их владений стала территория современного Казахстана. В составе хунну с рубежа III-II вв. до н.э. письменные источники упоминают племена "пулу, бугур", пулей, обитавших по северным склонам отрогов Тянь-Шаня в верховьях Иртыша. Их некоторые ученые (В. Ф. Каховский и др.) считают этнической общностью, из которой вышли огуро-оногуро-протоболгарские племена. Этнонимы бугу-пугуры встречаются и среди дунайских болгар. Предположение о генетическом родстве болгар и бугу находит подтверждение и в этнографических параллелях, прослеживаемых в одежде, быту и культуре чувашей и современных тюркских народов Средней Азии, в формировании которых участвовали родственные племена. В верховьях Иртыша, судя по источникам, размещались также сабиры (сувары).