"
Валентин Гафт умирал несколько раз, но каждый раз его спасало известие, что вышла книжка его стихов. Сегодня это лекарство не помогло. Теперь стихи Валентина Гафта мы будем читать без него...
Когда-то Ролан Быков сказал о нем — мой нежный Гафт, мой нервный гений. Сказал точно «в десятку» - Гафт был ранимым и застенчив, как ребенок, при всей своей популярности.
"Вот облако, похоже на рояль,
Кусочек влаги надо мной несется,
Сейчас оно, как сердце, разорвется,
И не сыграть на нем, а жаль."
«Я никогда не думал, что буду известным, - как-то признавался актер.- Вот Евстигнеев и Леонов были известными. Им даже на улицу выйти было сложно. Александр Вертинский чуть ли ни мелом мазал лицо, чтобы таким образом спрятаться за маской. Я не думал, что будут играть главные роли, что публика будет дарить цветы».
Актером он стал случайно, когда ребенком посмотрел в детском театре спектакль по пьесе Сергея Михалкова «Особое задание». Он поверил всему, что происходило на сцене. Был уверен, что это не взрослые актрисы, которые играют детей, а настоящие мальчики и девочки. И вокруг не бутафория, а настоящий забор, настоящий дом. Это была жизнь.
Такое искреннее отношение к театру осталось навсегда. Хотя родился он в совершенно не театральной семье. Отец, Иосиф Романович, был адвокатом, прошел всю войну и закончил ее майором.
Гафт вырос на улице Матросская Тишина, в бандитском районе, рядом с парком Сокольники. Он тоже, чтобы не отличаться от дворовых пацанов, выскакивал на стычки, водился в блатными и не раз приходил домой без зубов. Но когда в очередной раз лишился зуба подумал: а как же я буду артистом? Уже тогда он играл в школьной самодеятельности. Тем не менее в школу-студию МХАТ пришлось поступать с золотой фиксой, которую потом его педагоги попросили поменять на белый зуб.
Родители своеобразно реагировали на его актерскую деятельность. Главным образом потому, что в самодеятельности он играл исключительно женские роли, поскольку школа, в которой он учился, была мужской. И роль невесты в чеховском «Предложении» он считал своим лучшим достижением. Когда он уже поступил в школу-студию МХАТ, его отец говорил: «Валя, ну какой же ты артист? Вот Миша Козаков — артист, у него и костюм, и бабочка, а ты что?» Мама тоже не добавляла сыну уверенности, увидев его в спектакле «Женитьба Фигаро», сказала: «Валя, ну какой же ты худой!»
После школы-студии он играл Звездича в «Маскараде» в театре им.Моссовета. В «Короле Лире» выходил на сцену с великим Николаем Мордвиновым. А первой его театральной партнершей была Любовь Орлова. Гафта сначала не взяли в театр Сатиры, где была своя политика и свои интриги. И он сидел без работы и просился хоть осветителем, хоть рабочим сцены. Но через десять лет он все-таки поступил в этот театр, сговорившись с Андреем Мироновым играть в «Женитьбе Фигаро» графа Альмавиву. И это была одна из лучших его ролей.
В театр «Современник» его пригласил Олег Ефремов. Причем приняли в труппу в тот 1969 год сразу троих — Валентина Гафта, Александра Калягина и Георгия Буркова. Но только Гафт задержался на полвека и стал лицом этого театра: «Здесь я сыграл много ролей, что-то удачно, что-то менее удачно. Но с этим театром связана почти вся моя жизнь. «Современник», к которому я привык и где меня любят, - это мой дом».
Кино его тоже радовало яркими ролями, хотя первая роль была почти бессловесная — он сыграл одного из убийц в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте!». Гафта, который был очень зажат, Ромм успокаивал: «Вы не волнуйтесь, вы будете застенчивый убийца». В тот раз свою зажатость он победил. И после этого кем только не был: циником-председателем гаражного кооператива в сатирической комедии «Гараж», вероломным заместителем директора института НУИНУ Аполлоном Сатанеевым из музыкальной сказки «Чародеи», благородным и честным полковником Виноградовым в драме «Анкор, еще анкор!», атлетически сложенным лакеем Брассетом из «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он сыграл Воланда в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, одного из присяжных в фильме «12», вора-рецидивиста по кличке «Батон» в «Гонках по вертикали» и много других чудесных и незабываемых ролей. А еще он был великолепный мастер эпиграмм.
Его эпиграммы, смешные и многозначные, кому-то делали рекламу, других, наоборот, смертельно обижали. Но главный свой талант он раскрыл недавно. В последние годы Валентин Иосифович писал лирические стихи:
"Мы в лицо друг другу дышим,
Бьют часы в полночный час,
А над нами кто-то свыше
Все давно решил за нас... "
Он выпустил книжку стихов с рисунками художника Михаила Шемякина. Вышла книжка с рисунками Никаса Сафронова. Правда под фамилией Гафта в Интернете печатались и чужие стихи, что его очень расстраивало, но ни это ли свидетельство его популярности?...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев