Бытует неверное мнение, что БУРЛАКИ – это только те, кто, как на картине Ильи Репина, по рекам суда таскали.
На Дону «бурлаками» называли пришлых, кто в казачью службу не вступал, а только жил по городкам да выполнял разную работу. Во времена повальных розысков по казачьим городкам беглых для высылки их на родину – особенно после указа 1728 года: всех бежавших на Дон после 1710 года «великороссийских людей» – отправлять в те места, «где преж сего проживали», создавались сыскные команды во главе со старшинами, которые ездили по казачьим юртам и кошмарили как беглых-бурлаков, так и местных казаков. Над казаками постоянно висела опасность быть признанным сошедшим на Дон после 1710 года со всеми последствиями, ведь не все из них пришли на донскую землю до «указных лет». Даже среди заслуженных казаков на момент 1728 года было немало относительно недавних «сходцев». Присланный на Дон для исполнения указов генерал Алексей Тараканов, писал: «по получении о высылки беглых с 710-го года указу Донского Войска, дьяк Дмитров … мне объявил, что атаманских зятьев и протчих знатных козаков со 100 семей ис Черкаскаго выслать надлежит, також бывшаго ж атамана Ромазана зятя ж … и нынешнего войскового атамана Лопатина свояка старшину … з братом, и протчих выслать надлежало; что слыша, и слезы их о том видя, и доносил». За оскорбление почиталась «назывка» казака – «русским». Не дай Бог, начнутся разборки, да выяснят настоящее время появления на Дону – и все: объявят беглым и ВОН С ДОНА! Еще в XVII веке донские казаки не стеснялись объявлять себя русскими людьми – «руские люди, которые ныне на Дону». После 1728 года ситуация кардинально поменялась. Видать, с тех пор и принялись донцы так яро отнекиваться от всех русских, мол, мы не такия! Мы – природные донские казачьи дети. Однако, тогда, в XVIII веке это ни в коем случае не обозначало какую-то «древненародность». Если отец прибежал на Дон до указного 1710 года да вступил в казачью службу, его сын, рожденный от отца-казака, считался «природным». Мне попадался донской казак, о котором в 1730-е годы выяснили, что стал жить на Дону через несколько лет после 1710 года, но служил казачью службу – его все равно выслали, а сыновей оставили, они ж «природные казачьи дети». Как уже отмечалось, «Дамоклов меч» внезапно быть признанным за беглого – маячил над головами казаков и через многие десятилетия по выходу указа 1728 г. Казака Верхне-Каргальской станицы по разбирательству вернули помещику аж в 1768 г. в Шацк, а когда он стал совсем дряхлым и немощным, барин отправил его на Дон «за старостию и дряхлостию ис крестьянства на свое пропитание»! Среди волских казаков, бывших донских, записанных на Моздоцкую линию, один казак разоблачен бывшим барином, и «взят помещиком ево майором Сухотиным в прошлом 778-м году», у другого казака жена «взята помещицею ее Пензенского уезду деревни Ливиной госпожею полковницею Матреною Богдановой в прошлом 778-м году».
«По побеге» беглые «шаталися» по казачьим городкам, жили бурлаками «в найме станицах у казаков по хуторам и ловецким станам», «работали в поденной работе у разных казаков». Как показывают найденные документы, иногда женились на «казачьих женах» и нанимались за казаков «в походы», или объявляли себя «казачьими детьми», а порой и сами атаманы да старшины таких даже «заведома беглых», «с малолетками казачьими детьми в действительные казаки воровски вписывали».
Казакам, у которых бурлачили беглые, тоже было невыгодно, чтобы об этом узнали власти. Разоблаченных казаков – «российских беглых держателей», «другим на страх, дабы таких … продерзостей бесстрашно чинить не отваживались», «особливо ж те, кои беглым за природных их казачьих детей под смертною казнию дают ложные скаски», «по их казацкому обыкновению в войсковом кругу публично плетьми наказаны и отданы были на несколько времяни в войсковую работу». Поэтому они шли на многое, чтобы сыскные команды не выявили у них беглых. Предупреждали бурлаков, чтобы отсиживались по лесам и балкам, пока сыскные старшины розыск чинят по хуторам и станицам. Не гнушались старшины брать взятки от казаков-держателей, чтоб закрывать на все глаза.
Ценность показаний о своих приключениях «пойманных в ведомстве Войска Донскаго в разных станицах и в протчих местах» не только в том, что они несут в себе разноплановые сведения, в том числе и о происхождении беглецов, а также имена и фамилии донских и волских казаках, у которых они проживали. Самое примечательное, что «поимка и высылка великороссийских беглецов», еще не ставила крест на пребывании этих людей на Дону. Оказывается, что ранее схваченные, разными способами старались избежать дальнейшей высылки, сбегали или их под разными видами отпускали, которые вновь пробирались в ведомство Войска Донского. В 1751 г. некто «с[ы]н Лиховидов» при поимке заявлял себя «природным уроженцом бывшей Даргинской станицы казачьим с[ы]ном», даже «сказки» старожилых казаков представлял, «а при следствии вышеписанных старшин Паздеева и Бобрикова показал он Лиховидов о себе уроженцом города Танбова Спаскова монастыря крестьянином; выслан Хоперской крепости в канцелярию». А в 1752 г. «вступил в казачью службу», бывал с казачьими полками в Прусии и в Польше, а в 1770 г. отправлен в отставку.
Существовала еще одна категория бурлаков – это «сказочные». Вроде бы рожденные от казаков пришлые из сведенных хоперских и бузулуцких станиц одиночки, представляли «сказки» от старожилых казаков, которые якобы знавали их отцов как казаков. Но часто тем же пользовались беглые, за взятки покупая подобные «сказки», отчего особого доверия к «сказочным» не было. А отправлять из городков юридически вроде не имелось причин. Вот и жили среди казаков, исполняя черную работу на старшин фактически в качестве тех же бурлаков. Порой таковых прямо именовали – «сказочной бурлак». К 1764 г. всех «сказочных» переписали и указом способных к службу приняли в казаки – по сто человек «выкомандировано в гантлангеры», т.е. в артиллеристы, в Азовскую и Таганрогскую крепости, а 350 с семьями в Моздок, где также они находились при крепостной артиллерии. С тех пор несколько десятилетий их именовали – «сказочные казаки». В 1769 г. указом Сената велено «находящихся при том Войске сказочных в общем собрании войсковаго атамана и старшин пересмотреть, и кои из них по молодости лет окажутся х казачей службе способными, то таковых всех и написать в Войско Донское в казаки, а неспособных к службе оставить для жительства в том же Войске, как оные доныне там находились, только со взысканием с них подушных денег», как с находящихся при Войске Донском малороссиян.
Подробности в книге «Казаки и бурлаки, XVII-XVIII века: материалы по истории генеалогии казачества. Вып. XVIII».
Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, изучайте сборники «Материалы по истории и генеалогии казачества» или обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 52