«Идеи более могущественны, чем оружие. Мы бы не позволили нашим врагам иметь оружие, почему мы должны позволять им иметь идеи?» И.В. Сталин.
В конце статьи «
Эволюционная ситуация в России» был сделан очевидный вывод:
«Эмоциональная атмосфера», которую создаёт окружающий нас мир (мироустройство) глушит разум человека и прямо ведёт к болезням и сокращению срока жизни – очевидный факт, подтверждаемый десятками научных исследований, начиная с эксперимента Авиценны* и по наши дни.
Нет здоровых эмоций ⇒ нет здорового мозга ⇒ нет здорового человека ⇒ НЕТ ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ⇒ нет здорового общества ⇒ нет здоровой «эмоциональной атмосферы» ⇒ нет здоровых эмоций - …. И так далее, по кругу, в штопор. К разрушению психики, здоровья, отношений, общества, цивилизации.
И задан вопрос:
«Разве можно излечить человека в отрыве от излечения общества? И разве можно «излечить» общество в отрыве от излечения человека?
Из всего сказанного следует вопрос – можем ли мы найти, увидеть варианты выхода из этого цивилизационного тупика?
Увидеть выход из социально-психологического замкнутого круга всеобщего НЕ-здоровья – круга страданий и бед всех форматов? Который воплощается на всех уровнях отношений – от внутри-личностного (см. «драматический треугольник») и семейного, до общественного, государственного и цивилизационного?»
Далее было сказано об открытии, которое технически* даёт возможность увидеть все «замкнутые круги», которые присутствуют в
логике современной системы отношений между людьми, на всех уровнях этих отношений**.
*«технически» - по смыслу этого слова, что означает:- с гарантированными результатами при совершении заранее определённых действий,-
на основе понимания причинно-следственных связей,-
повторяемо по инструкции,-
доступно массово;** система отношений между людьми на всех уровнях этих отношений: это система систем - система уровней систем отношений. И ранее, и далее она определяется понятием «мироустройство», от старинного слова «мÏръ» - общность, община, единение. От этого же корня понятие «мировоззрение» - система взглядов человека на отношения между людьми в обществе, система его ценностей, определяющая его отношение к себе, к окружающим, с окружающими.Эти «замкнутые круги» определяются на всех уровнях отношений – от внутри-личностного уровня (на этом уровне «отношения» - это связь между рациональной и чувственной частями сознания человека, буквально – частями мозга) и уровня семейных отношений, до уровня отношений в обществе и государстве.
Открытие даёт возможность увидеть «замок» - причину замкнутости круга на «нулевом» уровне системы отношений – в сознании человека. На внутри-личностном уровне «замкнутый круг в логике» выражается в «беге» по «драматическому треугольнику» (треугольник Карпмана)*
*этот «бег» можно рассматривать с любой точки зрения – как треугольник Карпмана, как «круги инферно» в работах И.А. Ефремова, как «юдоль скорби - земная жизнь с ее горестями и страданиями» (библ.).Суть «бега по кругу» одна – повтор в течение всей жизни преобладающих психо-физических состояний человека. Причём это состояния угнетённой психики – страх, апатия, стресс, разочарования, агрессия, неуверенность, безрадостность и т.д. Состояния, которые возникают (повторяются) из раза в раз, чтобы человек не предпринимал и не делал для того, чтобы их избежать.«Нулевой уровень» системы отношений – это мировоззрение самого человека. Это ключевой уровень, который по определению задаёт параметры для всех систем отношений на всех следующих уровнях. И «размыкание круга» на этом уровне равно «автоматическому» «размыканию» кругов на всех следующих уровнях.
«Увидеть замок» позволяет один простой личный вопрос. «Разомкнуть» его – значит ответить на этот вопрос самому себе. По факту – сделать выбор.
К этому открытию надо «подобраться». Потому что сам выбор – ясен и очевиден. Однако его следствия – неявны и неочевидны. При этом они запускают естественные и органичные процессы оздоровления всех систем отношений на всех уровнях. Запускают процессы ментально-психического, психо-физического, мировоззренческого оздоровления человека, семьи, общества, цивилизации.
С организационной, системной точки зрения это структурный цивилизационный процесс. И «цивилизационный» здесь это и о масштабе, и о том, что «цивилизационный» равно «естественный и органичный».«Естественный и органичный» означает, что логика этого процесса на всех уровнях системы отношений (мироустройства) ясна и понятна рациональной части сознания человека, а в части сознания, которая ответственна за чувства и ощущения, этот процесс осознаётся, как благотворный закон природы.
То есть этот процесс не вызывает никакого напряжения (конфликта, возражения) ни в рациональной, ни в чувственной (эмоциональной) части сознания человека, ни между этими частями.
Такое понимание и принятие означает, что с точки зрения ощущений человека всё происходит «само собой», то есть как раз естественно и органично. Так же, как ключи «сами собой» несут свои воды из-под земли, давая начало рекам.
Выбор гарантированно (гарантированно – так как по законам природы)
запускает этот процесс при соблюдении трёх условий – объективности, сознательности и осознанности.Объективность означает, что для человека этот выбор встаёт, как объективный факт, обусловленный такой же объективной «картиной мира». То есть и выбор, и «картина мира» очевидны, как не требующий доказательств факт, как ясный результат всестороннего объективного анализа. Анализа всего, что связано с системой отношений – всех фактов, причинно-следственных связей, личного опыта и наблюдений. Такой ясный результат – это вывод о том, что «вода – мокрая», «пламя – горячее» и это от восприятия конкретного человека не зависит.
Из условия объективности следует условие сознательности.
Сознательность означает «со знаниями» - картина мира должна быть ясна и понятна во всех деталях, которые имеют отношение к выбору и его следствиям. Сознательно – это когда рациональной части сознания (мозга) понятно всё – почему, как это работает, зачем это надо – все факты, логика, вся структура.
Осознанность – это просто после объективности и сознательности. Это означает, что текущее мироустройство (картина мира) проанализирована и ей сознательно вынесена объективная оценка - «мене, текел, фарис» - «взвешен, измерен и признан недостойным (негодным)». И эта оценка принята и рациональной, и чувственной частями сознания человека.
И это принятие выражается в том, что
в обоих частях сознания эта «картина» вызывает напряжение и конфликт. Рациональной части («уму) понятно, что «всё не так, ребята» - это объективный факт, а в чувственной части («в сердце») эта картина вызывает неприятие и напряжение. При этом «ум» и «сердце» друг друга «понимают» - «уму» ясно, почему возмущено «сердце», а «сердце» поддерживает «ум» в оценке этой картины.
При этом «уму» понятна и причинно-следственная связь, вызывающая этот конфликт, понятна вся его внутренняя логика. Понятно, ЧТО ИМЕННО вызывает неприятие в объективной «картине мира», и ПОЧЕМУ это неприятие возникает.
С такой объективностью, сознательностью и осознанностью выбор станет самоочевидным даже без наводящего вопроса.
Выполнение всех трёх условий приведёт «ум» к пониманию важности выбора, а для «сердца» появится мотивация. Причём появится и мотивация «от-» - желание избавиться от напряжения и конфликта, и мотивация «к-» - стремление к здоровым состояниям, «здоровой», объективно благополучной «картине мира» (объективность, опять же – «ум» подтвердит).
Мотивация, как стремление к мироустройству, в основе которого лежат здоровые ЕСТЕСТВЕННЫЕ эмоции – безусловные / фоновые / существующие по умолчанию в «эмоциональной атмосфере» на всех уровнях системы отношений - психо-физические состояния уверенности, доверия, радости, безопасности.Таким образом выполнение условий объективности, сознательности и осознанности:-
объективно приведёт к
сознательному состоянию
осознанного конфликта и неприятия текущей системы отношений на всех уровнях отношений.
- сделает сам выбор самоочевидным – так же объективным, сознательным и осознанным;
- породит мотивацию «от-» - желание сделать выбор и разрешить внутренний конфликт / избавиться от напряжения и в «уме», и в «сердце»;
- сформирует понимание цивилизационного процесса оздоровления системы отношений на всех их уровнях;
- породит мотивацию стремления к «картине мира» - мироустройству на основе здоровых отношений на всех уровнях системы отношений – от внутри-личностного и семейного и выше.
Выполним эти условия.________________________________________________________
Текст ниже может оказать влияние на ваше мировоззрение. Чтобы этого избежать, будете внимательны.Друзья. Читатели, комментаторы и критики (чтоб вы были здоровы!). Особенно – добровольные редакторы. Те, с кем мы знакомы и кого можно спросить после прочтения текста - «ясно ли?», не объясняя, о чём речь. Потому что есть общее понимание сути излагаемого в тексте. Общность взглядов на жизненно важные вопросы. Общее понимание мироустройства, отношений, взаимодействия человека и общества, и вопросов этих отношений. И главное – это общий вопрос «что мы можем сделать?»
«Ясно» – значит, смыслы из текста встроились в этот набросок общей «картины мира», всё понятно, можно от этого смысла идти дальше, погружаться глубже.
Так вот, друзья. Благодаря вашим итоговым «ясно» у нас получилось выработать в текстах эффективный «способ погружения в тему». Это «погружение» в связке с реальностью.
Это означает, что рассуждая логически на всех уровнях отношений – от внутри-личностного и семейного до общественного и цивилизационного,
мы находим подтверждения верности рассуждений (даже о «высоком») и выводов в фактах, науке – это главное. А второе главное это то, что мы находим эти подтверждения и в окружающем мире, и в личном опыте и наблюдениях каждого.Так возникает «ясно» - понимание на уровне и ума, и чувств. Когда есть согласие между сферой чувств и сферой мыслей.
Это важно просто технически, можно сказать. Части мозга, ответственные за эмоции и части, которые отвечают за мышление, связаны между собой. И в здоровом мозге работать они должны согласованно. Следовательно, любой опыт, любая информация должны получить «прописку» - внутреннее подтверждение и в уме, и в чувственном, личном опыте переживаний.И вот именно так «погружаясь» в общем и целом
мы рассматриваем «вечные» вопросы «кто виноват?» и «что делать?».С таким вот навыком, с той же «сверкой с реальностью», далее по тексту идем с поверхности на новую отметку глубины совместного понимания. Понимания и этих вопросов, и ответов на них с точки зрения развития человека и общества.
________________________________________________________
Обширность и историческое постоянство вопросов «кто виноват?» и «что делать?» говорит о том, что эти вопросы - системные. И тогда источник вопросов – конфликт, надо искать в основах системы.Системы чего – отношений. Почему отношений - как минимум потому, что сами эти вопросы уже подразумевают отношения. А как максимум – потому что отношения это вообще всё для человека, по определению.
И
система отношений – это обо всём. Начиная с внутри-личностного уровня - «отношений» (буквально – физических связей) между чувственной и рациональной частями мозга, и уровня семейных отношений, до уровня отношений в общественном и государственном масштабе. На уровне цивилизации тоже, но на этом уровне мы пока вообще даже думать не умеем. Всё это - отношения.
Отношения человек выстраивает для чего – для удовлетворения потребностей, нужд, желаний, то есть – ради чувств. О том же говорит и главный закон продаж: «человек никогда не покупает товар или услугу, он всегда покупает эмоцию, которая «стоит» за товаром или услугой». И просто – высшая потребность человека, то чего желает каждый человек на планете, так или иначе – это счастье.
Это наш инстинкт:
«Человеку свойственно искать радость, это – неназванный биологический инстинкт выживания»
«Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции» (с) Н. П. Бехтерева.
Имеем конфликт, который присутствует на всех уровнях отношений (от внутри-личностного и семьи и выше) и выражается общими вопросами «кто виноват?» и «что делать?».
Неявный, однако очевидный факт - на разных уровнях отношений конфликт выражается по-разному, и вообще все эти конфликты воспринимаются, как разные
(мало ли к чему можно привязать общие вопросы, на то ж они и общие?). Однако объединяет их
общая неудовлетворённая потребность, всегда неудовлетворённая – это потребность человека в спокойствии, безопасности, уверенности, мире.
Другими словами, повернув вопрос –
в окружающем нас мироустройстве (как в системе систем отношений), НИ ОДНА система отношений, выстроенных людьми и/или самим человеком, не удовлетворяет на постоянной основе базовую потребность человека в безусловной уверенности и безопасности.Это так, потому что иначе была бы
хоть одна сфера жизнедеятельности человека и общества,
хоть один уровень отношений, в которых эта БАЗОВАЯ потребность человека МАССОВО удовлетворяется. Именно массово, иначе это не сфера, а единичные примеры.
Если бы было так – весь мир был бы другим. Потому что концепция, смысловая основа системы отношений с того уровня, где они дают человеку спокойствие и радость, мир и уверенность, сразу бы распространилась по всем уровням отношений.
Распространилась, хотя бы потому, что массовость подразумевает организованность и технологичность. То есть – осознанность и сознательность.
И ЗНАЯ, КАК где-то, на каком-то уровне взаимодействий выстроить систему отношений, в которой гарантированно удовлетворяется потребность человека в уверенности, в безопасности «по умолчанию», люди понятным образом, буквально – по инструкциям, стали бы так же, на тех же принципах выстраивать системы отношений на всех остальных их уровнях. Этого мы не наблюдаем.
Системное неудовлетворение потребности в естественной уверенности, в мире видим (тут должно быть «ясно»).И оно именно
системное, потому что на любом уровне отношений, какими бы формальными и «уставными» они не были,
а) есть именно СИСТЕМА отношений, и
б) в основе ЛЮБОЙ системы отношений,
свозь все уровни отношений, лежат потребности человека, семьи. Через шаг от отношений на уровне государства – отношения на уровне армии, например. А уже через шаг от армии – семья. Это снова неявный, но очевидный факт.
Итак.
Конфликт лежит в системе отношений и выражается в страданиях. Именно в страданиях, потому что неудовлетворённая потребность – это страдание. Как голод. К потребности в безопасности, уверенности это относится в полной мере.
И страдания так же массовые, по определению.
Системность в неудовлетворении естественной потребности и массовость страданий – неявные, но очевидные факты.Массовые страдания нами не воспринимаются, как «страдания» только потому, что люди не знают обратного - «безусловные безопасность, доверие, радость - это как?«, «а как это – массово не-страдать?». Не знают, и поэтому текущую «эмоциональную температуру» - и свою, и общества, воспринимают, как нормальную. Не с чем сравнивать, просто нет этого опыта в мозге, в сфере чувств.
Значит, всю выстроенную человеком, людьми систему отношений на всех уровнях можно с полным на то основанием назвать системой страданий.
И ещё раз – это именно СИСТЕМА. Не видна она сразу лишь потому, что
в данном случае системность определяется не по тому, что СИСТЕМНО ЕСТЬ, а по тому, чего СИСТЕМНО НЕТ.И высших психофизических состояний – радости, гармонии, настоящей уверенности в текущем мироустройстве нет именно системно. Потому что нам уже известен факт: сама система управления в современном обществе прямо нацелена на заглушение разума и удержание человека в состояниях агрессии, неуверенности, стресса.
Комментарии 1