ПРАЗДНОВАНИЕ: 21 СЕНТЯБРЯ по новому стилю, 24 АПРЕЛЯ по новому стилю - воспоминание явления Божией Матери в Почаеве и оставления Ею отпечатка стопы в 1340 году (ПЦА), 5 АВГУСТА по новому стилю - воспоминание чуда явления Божией Матери на горе Почаевской для спасения Лавры от нашествия турок в 1675 году, и в пятницу на Светлой седмице.
В 1240 году (или в 1340 году) на горе, где сейчас расположена Почаевская лавра, поселились два инока. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и вдруг увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.
В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 году чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Там вновь образовался монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться Почаевской.
По смерти Анны Гойской все ее имения, и сама гора Почаевская, достались лютеранину Андрею Фирлею, который начал притеснять иноков, отнял у них землю и леса, приказал сжигать кельи, бить монахов и не пускать народ на гору для поклонения стопе Богородицы и чудотворной иконе. В 1623 году он со множеством единомышленников напал на обитель, похитил церковные сокровища, ризницу и Почаевскую икону. В довершение кощунства он велел жене своей надеть церковные облачения и со святою чашею в руках явиться в кругу пирующих, хуля Православие и чудотворную икону. Такая дерзость была тут же наказана: в женщину вселился злой дух и мучил ее, пока Фирлей не возвратил святыню в обитель.
В 1721 году икона оказалась во владении униатов. В 1770 году была учреждена особая комиссия для достоверного исследования преданий о чудотворной иконе Богородицы. Собранные комиссией сведения утверждены свидетельством епископов. Из этих сведений видно, что на поклонение Почаевской иконе Божией Матери приходили и исцеление от нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане католического и лютеранского исповедания, и даже иудеи, которые по исцелении принимали христианскую веру. В 1773 году состоялось "коронование иконы", на главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца появились золотые короны.
В 1791 году чудотворный образ Почаевской Божией Матери был перенесен в Успенский собор лавры.
Только в 1831 году святыня была возвращена Православной Церкви. Слава Почаевской иконы распространилась по всей России, с нее делались списки, почитавшиеся также как чудотворные. В Почаевской лавре особенно почитался большой образ Почаевской Богоматери (вклад киевлян в память избавления Киева от холеры в 1848) с изображением "стопы Богородицы" в нижней части иконы.
Икона укреплена на лентах на уровне третьего яруса иконостаса, именуемого Царским, так как он был подарен российским императором Александром II в память визита в Лавру в 1859 году и установлен в 1861 году над изображением Тайной Вечери.
В ранние утренние часы, по установленному в обители порядку, святыня в звездообразном киоте опускается на уровень человеческого роста для целования молящимися.
Свет, исходящий от Матери Божией и касающийся сердец, символически передается сиянием, исходящим от драгоценных камней, вправленных в киот и как бы разлетающихся в стороны. Это работа золотых дел мастера С. Ф. Верховцева.
Перед иконой - массивная неугасимая лампада с несколькими светильниками. Она сделана в древневизантийском стиле по рисунку художника С. Комарова с характерным орнаментом, залитым разноцветной эмалью .
ИКОНОГРАФИЯ
Икона относится к иконографическому типу Умиление. Изображение Богородицы поясное. На правой руке она держит Младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет.
На иконе имеются греческие надписи, а на полях образа можно рассмотреть миниатюрные изображения святых:
ветхозаветного пророка Илии и мученика Мины - слева.
первомученика Стефана и преподобного Авраамия - справа.
в центре снизу - великомучениц Параскевы, Екатерины и Ирины.
Существует еще один иконографический тип Почаевской иконы - без изображения святых по ее краям. Его особенностью является помещение под образом Богоматери с младенцем изображения Почаевской горы с отпечатком правой стопы Пресвятой Девы, который она оставила во время чудесного явления.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1