С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.
На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.
Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).
Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.
Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это в 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.
Творчество
В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).
Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором.
Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.
Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883—1884), «Потоп» (1884—1886), «Пан Володыёвский» (1887—1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655—1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672—1673).
В психологическом романе «Без догмата» (1889—1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.
В романе «Семья Поланецких» (1893—1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.
В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894—1896) изображается борьба Нерона против христиан. Тем самым в романе проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляков за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима — это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.
Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV — начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897—1900). В романе рассказывается о победе поляков над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.
Роман «Омут» (1909—1910) повествует о событиях русской революции 1905—1907.
В 1910—1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913—1914) остался незаконченным.
Значение
При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).
Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889—1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).
Также в его честь был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708.
В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно — этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.
Комментарии 1