Отношение к религии у Дмитрия было крайне скептическое. Он называл монахов дармоедами и лицемерами и не проявлял фанатизма в религиозных вопросах. Установление свободы христианского вероисповедания он объяснял тем, что и католики, и протестанты, и православные верят в одного Бога и различаются только в обрядах. Такая просвещенность царя вызывала негативную реакцию у его поданных - бояре были недовольны, что государь не соблюдает церковные посты, одевается в иноземное платье и приказывает подавать к столу телятину, которую русские не ели. Также московскую знать сильно оскорбляло, что новый царь ни в грош не ставит право местничества (чем выше стояли предки дворянина, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять) и окружает себя худородными персонажами, не говоря уже о польских иноземцах.
Зимой 1605 года над царствованием Дмитрия Иоанновича стали сгущаться тучи. Был схвачен монах Чудовского монастыря, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит никто иной, как Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха по приказу царя подвергли пытке, после чего утопили в Москве-реке, однако в народе стали ходить слухи, что на троне сидит самозванец, которые только подогревали недовольные поведением царя бояре. Князь Василий Шуйский стал агитировать московскую знать прекратить терпеть унижения всех традиций русского государства, утверждая, что Дмитрий был посажен на царство с единственной целью — свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его. Против царя был организован заговор. Для убийства государя был нанят уже опытный в убийствах царей человек - думный чиновник Андрей Шерефединов - убийца прошлого государя Фёдора Годунова. Однако покушение провалилось. 8 января 1606 года отряд убийц проник в царский дворец, но, подняв шум, выдал себя. Семеро заговорщиков были схвачены, но сам Шерефединов сумел бежать. После неудавшегося покушения Дмитрий приказал собрать народ и выступил перед ним с речью, в которой он упрекал московский люд в том, что его безвинно попрекают самозванством — в то время как порукой ему служит признание матери. Также царь заметил, что за время своей недолгой жизни он не жалел живота своего ради счастья подданных. Присутствовавшие, упав на колени, со слезами клялись в своей невиновности. Семерых схваченных заговорщиков вывели в центр площади, где они были растерзаны толпой сразу после ухода царя во внутренние покои. Андрей Шерефединов впоследствии был арестован и подвергнут пытке, однако так не в чем и не сознался. За слабостью улик вместо казни его отправили в ссылку.
Комментарии 2