Детская психология –направление психологии, изучающее душевное и духовное развитие ребенка с рождения и до перехода в подростковый возраст (приблизительно до 12 лет).
Как ни странно, первые отношения у ребенка начинаются сразу же после рождения – это его коммуникация с родителями.
В первые месяцы жизни ребенок начинает различать «свой», «чужой», он учится чувствовать эмоции родителей и формирует свои собственные, которые в будущем помогут малышу создать целостную картину мира.
- Отношения с родителями
Ребенок подсознательно может копировать поведение своих родителей, а также принимать их достоинства и недостатки как должное. Малыш тонко чувствует вибрации взрослого и способен расшифровать подтекст и контекст сказанного. Именно поэтому психологи рекомендуют не обманывать детей и говорить без подтекста. Преимуществом и одновременно недостатком ребенка является его врожденная беспомощность – модель поведения, которую ребенок выбирает для себя. Он выстраивает ее из своей семьи, от родителей. Мозг ребенка растет и является весьма пластичным, однако при этом важно, чтобы его развитие проходило в благоприятных условиях.
Многие вопросы в детской психологии связаны с родителями, ведь именно они накладывают отпечаток на дальнейшее формирование ребенка, как личности. На сегодняшний день, маме и папе отведена самая важная роль в воспитании ребенка. Детская психология помогает родителям адаптироваться к появлению ребенка, а также осознать и принять свой новый статус.
Основной задачей родителей является создание такой нравственной атмосферы для самого ребенка и в его окружении, в которой малыш будет чувствовать комфорт, сможет развить свои навыки социального общения, сформировать ценности, познать культурные особенности и поведенческие нормы. В этих аспектах не нужны учителя или наставники, ребенку важны родители, которые будут рядом, помогая понимать и познавать окружающий мир. Важно, чтобы ребенок делал ошибки, но чтобы при этом рядом всегда были мама и папа со словами поддержки, а не упреков.
Для детей мама и папа с самого рождения несут абсолютно разные задачи. Исследования показали, что, изначально, ребенок воспринимает папу как игрушку. Для малыша это самая лучшая, любимая игрушка, у которой можно всему научиться. Вот почему, для пап важно как можно больше играть и проводить время вместе с ребенком. Напротив, мама для ребенка не игрушка, а субъект, от которого ребенок получает еду, тепло и защиту.
- Отношения с другими детьми
Отношения ребенка с другими детьми не проходят в один день или миг – это развитие по спирали. До года двое детей, находясь в одном пространстве, чаще всего не проявляют интерес друг к другу. Но с течением времени детское восприятие меняется – малыши могут захотеть одновременно взять одну игрушку и, благодаря этому, обращают друг на друга внимание.
Игра двухлетних детей не является совместной, поскольку в ней каждый сам по себе. И уже в дошкольном возрасте общение приобретает социально-ориентированный характер. К пяти годам дети мало играют сами, у них появляются совместные игры, которые включают в себя 4-5 детей. В последующие годы общение формирует социальные роли ребенка: сначала дети сравнивают себя с другими, потом соревнуются друг с другом, а потом у них появляется лучший друг.
Одной из важных проблем на сегодняшний день является формирование негативных социальных установок. В семьях, где есть перегибы в отношении расы или пола, «громкие» разговоры о таких вещах формируют у ребенка некий негативный момент, который закладывается в дошкольном возрасте и закрепляется ко времени юношества.
- Развитие ощущений и восприятия
Уже давно известно, что новорожденный хорошо различает звуки и тональность речи, то есть у него с самого рождения есть способность понимать сказанное. Когда младенцу регулярно показывают один и тот же предмет, он привыкает к нему (к форме, цвету, фактуре, и пр.). Со временем малыш начинает замедлять взгляд и удерживать фокус. Эти действия не резкие, а достаточно медленные. С возрастом улучшаются сенсорные способности восприятия (цвет, глубина, острота), и с каждым годом своего взросления ребенок совершенствует себя и свои познания.
- Развитие эмоций и чувств
Как известно, ребенок уже рождается с эмоциями, развивавшимися у него внутриутробно. Такие эмоции называют базисными. Это страх, гнев, недовольство, радость, удивление. Гнев ребенок чаще всего выражает, когда происходит вторжение в его пространство с помощью мимики, поведения или действия. Примеры подобных эмоций приводят во многих культурах, что и является подтверждением врожденности характера.
Эмоции и чувства направлены на социальное обучение ребенка, где малыш действует в паре с родителями. В то время, как ребенок осваивает состояние защиты, родитель формирует у него интерес к тем состояниям, которые будут важны для взрослого. В целом, ребенок осваивает и формирует такие чувства, как любовь, патриотизм, чувство дружбы и благодарности, а с помощью социализации он формирует волю. Мальчики осваивают роль отца, а девочки – женские роли, закладывая ценность быть женой и мамой.
- Формирование жизненных ценностей
Все в природе не случайно. Ценности – это не спонтанное явление, они рождаются, растут и перерождаются. Порой это происходит из внутренних побуждений, иногда благодаря традициям и ритуалам социума.
На формирование ценностей влияет несколько факторов:
- поведение
- внутренняя или внешняя мотивация
- смысл
К примеру, в один из дней ребенок выбирает для себя конкретную тактику поведения: веду себя как «мальчик». Как только его позицию «мальчикового поведения» поддержит социум, и к тому же, малыш будет видеть обратную связь от того, на кого он хочет быть похожим, у ребенка начнут формироваться ценности. Они закрепляются как, своего рода, якоря. И большую роль в этом процессе играет как окружающий мир ребенка (окружение), так и телевидение, СМИ, виртуальный мир.
- Развитие речи
Плач – это первая речь ребенка, поэтому дети говорят с самого рождения, только на своем собственном языке, издавая звуки. А первая речь малыша зазвучит уже ближе к возрасту двух лет. Вначале Вы услышите простые слоги «ма», «па», «та». После первого года артикуляция будет усложняться, и к двум годам ребенок начнет пробовать повторять те звуки, которые он слышал все это время.
Вот почему, любой иностранный язык может восприниматься как родной, если ребенок слышит его регулярно в период до 2 лет.
В период от двух до пяти лет ребенок осваивает свой родной язык. Он уже легко называет словами действия и героев, умеет легко менять слова, составляет вопросы из слов «что», «где»,«когда» и даже уже выстраивает сложные предложения.
Другой и очень важный момент развития речи – это быстрота. К пяти годам ребенок уже воспринимает и может легко воспроизводить примерно 95 % специфических языковых оборотов. Это и является еще одним доказательством врожденной речи малышей.
Очень важно, чтобы дети активно пополняли свой словарный запас. Ведь к пяти годам развитие разговорной речи уже переходит пиковую точку – оно уже сформировано. После этого начнется развитие письменной речи ребенка.
- Развитие интеллекта и исследовательского поведения
Зачастую, любопытство двигает детьми и их развитием. Хотя все всегда исходит от родителей и от того, разрешают ли они ребенку исследовать мир или ставят всё под запрет.
Изначально в область изучения малыша попадают те предметы, которые двигаются или меняются. Младенец следит, ничего не предпринимая, активно используя слуховое и зрительное восприятие. И лишь после зрительного контакта малыш начинает проявлять двигательное движение: берет вещь в полость рта, тянет к себе, трясет, перекладывает из руки в руку. Позже он начинает искать предмет глазами, пытается подползти к нему и к первому году уже активно исследует все пространство вокруг себя. Когда же ребенок начинает ходить,его кругозор резко расширяется, и соответственно, увеличивается и его деятельность.
Развитием интеллекта у детей активно занимался Жан Пиаже. Он выделил 4 стадии этого процесса.
Сенсомоторная стадия:
Активно запускается во младенчестве. Вначале ребенок просто наблюдает за предметами, только спустя время он начинает искать те предметы, которые пропадают из поля его зрения. Он начинает предполагать, где они могут быть. Ребенок сразу может задействовать и другие органы чувств. К тому же важным аспектом этого периода является то, что ребенок развивает целенаправленность в своих действиях. Вначале движения малыша произвольны, однако постепенно ребенок переходит к тем действиям, которые будут приближать его к цели.
Стадия дооперационного мышления:
Происходит запуск вербального и понятийного мышления. Ребенок осваивает окружающий мир на уровне поведения, но пока далеко вперед он не видит и не чувствует, то есть пока не выстраивает логических цепочек. У него появляется способность видеть предметы с разных сторон, а также, к примеру, видеть лишь часть предмета или тот же предмет, но в новом положении. Когда эти способности сформируются, ребенок начинает получать знания для того, чтобы сравнивать и выстраивать последствия, однако пока еще без систематического характера.
Стадия конкретных операций:
Она запускается в семь лет, когда ребенок получает знания о категориях. Это понятия пространства, времени, количества.
Стадия формирования операций:
Начинается у ребенка с одиннадцати лет. Он учится все систематизировать и уже способен определить следствие, исходя из причин явления.
Уважайте ваших детей. Будьте с ними честными и откровенными. И что важно – всегда будьте с ними в диалоге. Таким образом, у ваших детей получиться добиться высот во всех сферах развития. Важно попробовать общаться с ребенком на равных. Смотрите на ваших детей, как на личности, и давайте им совершать свои ошибки – только так дети вырастут самостоятельными и будут понимать, что такое ответственность.
Даже если вы ничего не понимаете в детской психологии, развивайте детей – вы же родители. Самое главное начать. Начните с малого – предоставляйте выбор – и постепенно малыш сам захочет взять инициативу в свои руки. Не планируйте за ребенка – создавайте новое вместе – и тогда вы пойдете с ребенком в ногу со временем и с его собственным развитием.
Легче всего сказать: «Нас же как-то растили. И ничего, выросли». Верно, но с какими дарами? Так что, признавать свои ошибки тоже важно уметь. Разговаривайте со своими детьми больше и чаще, тем самым вы развиваете и себя, а заодно узнаете, что у ребенка происходит внутри и вокруг него. Слушайте и услышьте вашего малыша, и вы научитесь читать между строк, сможете расширить как свои горизонты, так и горизонты вашего ребенка. Включаясь активно в его воспитание в детстве, вы закладываете фундамент понимания и доверия на долгие годы.
Nutricia Club
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев