Лейбниц писал: «Рембрандт верил в магическую силу своего взволнованного взора, в силу обращённой к Богу молитвы, в силу слова. Он убеждён, что если во время работы радостно на душе, то картина будет излучать радость, а если душа не на месте, тогда картина получится унылой».
Эти слова Лейбница дают нам возможность проникнуть в глубь процесса создания произведения искусства. Иначе говоря, последнее получает собственную жизнь – создатель как бы вселяет душу в инертную материю. Рембрандт, как все великие художники, доподлинно знал – чтобы обратиться к людям посредством произведения искусства, чтобы донести свои сокровенные мысли и чувства, художник сам должен полностью проникнуться духом своего творения. (...)
Все великие творения искусства в какой-то степени наделены жизнью. Это живые хранители накопленных мыслей и переживаний создавших их художников. В таких произведениях заключён мощный источник неиссякаемой энергии художника, поэтому мы должны дорожить ими и относиться к ним с не меньшим уважением, чем к живым людям с их искренними, великими чувствами. (...)
Всякий раз, созерцая какое-либо произведение искусства, будем же помнить о значении того огромного творческого труда, который заложен в его основе, и без всяких предубеждений стараться прочесть в нем глубинный смысл, настраиваясь как на внутренний мир самого художника, так и на те сложные высшие силы, которые воздействовали на него в момент озарения и творения.
Подобно Прометею подлинный художник спускает к нам на Землю Небесный огонь своего великого вдохновения, опыта и красоты, и подобно Орфею выстраивает он посредством гармонии своего искусства стены Града Небесного.
С.Н. Рерих. "Искусство и люди".
Свойством воспринимать и запечатлевать воспринятое обладает вся материя, и бесконечно шире тех рамок, которыми ограничивают её. Каждый предмет, находившийся долго в обладании человека, может очень многое рассказать тому, кто сумеет спросить и уловить ответ. Всё, что происходило с человеком в присутствии этого предмета, может он рассказать, развернув перед спрашивающим сознанием целую фильму происшедших событий.
Стены старинных домов, помещений, замков, соборов тоже многое могли бы поведать. Кольца, ожерелья, браслеты, короны хранят в себе всё, что происходило в их присутствии. ... Вся история Рима запечатлена на сохранившихся в нем камнях, видевших то, что в нем было. ... Значения не имеет, что человек этого не замечает и что нет ещё таких аппаратов, которые могли бы отметить эти тончайшие изменения, но они есть, и отрицать их нельзя.
…Прочно наслаивается на всём окружающем человека не только то, что происходит видимо глазу, но и все его сокровенные мысли и чувства, оставляя за собой фильму свершений. Хроника Акаши существует в пространстве, но отрывки её запечатлены и на каждом предмете, который является как бы немым свидетелем идущих и прошедших событий. … И благо тому, кто светом своим насыщает этих неведомых миру молчаливых свидетелей деяний людских, но горе сорителям тёмным.
Грани Агни Йоги. 1961 г. 506.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1