В ночь со 2 на 3 апреля 1932 года в Москву понеслась по проводам телеграмма-молния: "Выдали первую плавку чугуна в 64 тонны. Чугун прекрасного качества – четыре процента кремния. Все агрегаты и сама домна работают совершенно нормально".
Как вспоминают ветераны, в предпусковые дни на литейном дворе днём и ночью толклись сотни людей – своих и посторонних. Кто помогал, кто мешал, но все томительно ждали чудесной, неповторимой минуты рождения завода. Всем присутствующим раздали на память по плитке первого сибирского чугуна. 1932 год стал годом больших побед. Был выдан первый кокс, вступила в строй электростанция, мартеновская печь №1 выдала первую плавку стали, были прокатаны первые слитки, получены сибирские рельсы. Комбинат продолжал строиться. Сдавались в эксплуатацию новые доменные и мартеновские печи, рельсобалочный и прокатные станы. К концу 1937 года вступила в строй вторая очередь комбината. Кузнецкий кокс признан самым лучшим в стране. Половина железных и трамвайных дорог страны заказала Кузнецкие рельсы, метрополитен Москвы выбрал рельсы КМК.
За предвоенные годы комбинат дал Родине свыше 10 млн тонн чугуна, около 10 млн тонн стали, 7 млн тонн проката, что составляло 10 процентов общесоюзного производства чёрных металлов. Особое значение для страны приобретает Кузнецкий меткомбинат в годы Великой Отечественной войны. Фашистами уничтожена угольно-металлургическая база Украины. Вторая, кузбасская, угольно-металлургическая база теперь играла решающую роль в обеспечении фронта оружием и боеприпасами.
23 июня 1941 года на комбинат поступает приказ Государственного комитета обороны о производстве броневого металла. Впервые в мировой практике на КМК броневая сталь была выплавлена в большегрузных мартеновских печах, в доменных печах выплавлены ферромарганец и ферросилиций. КМК стал настоящим арсеналом Советской Армии. Половина всех танков, бронемашин, самоходок, треть самолётов-штурмовиков, выпущенных промышленностью страны, были одеты в крепкую броню КМК. В кратчайшие сроки было освоено производство новых профилей, в том числе для салазок легендарной «Катюши». Комбинат дал фронту сто миллионов снарядов (каждый четвёртый в армии), десятки тысяч касок, кружек, котелков, ложек, вилок, изготавливали даже таблетки - стрептоцид. Недаром говорят: «КМК – кузница Великой Победы».
В годы войны металлурги освоили производство более 70 марок высококачественной стали, добились мирового рекорда по длительности работы доменных печей без остановки на капитальный ремонт. Было проведено 1700 скоростных плавок стали. А.Я. Чалков сварил больше всех - 108 скоростных плавок. Только из сверхплановой стали А.Я. Чалкова было сделано 24 танка, 36 орудий, 1500 миномётов, 1800 автоматов, 10 000 гранат. Советское правительство наградило кузнецкого сталевара Государственной премией, на эти деньги он приобрёл автоматы и направил на фронт в гвардейскую Сибирскую добровольческую дивизию, на прикладах была сделана надпись: «Фронтовику-сибиряку от Чалкова», автоматы вручались лучшим воинам.
В первые три дня Великой Отечественной войны с площади трудовых Побед ушли на фронт 6 000 заводчан, больше половины рядовых рабочих и руководящего состава. Более 2 000 человек не вернулись.
С первых дней войны, преодолевая большие трудности, металлургия перестраивалась на военный лад, жизнь человека подчинялась лозунгу: «Всё для фронта, всё для Победы!» Тяжёлые мужские профессии освоили женщины, подростки, старики (по призыву партии на завод возвращали ушедших на пенсию). В глубоком тылу Сталинска был трудовой фронт, воевали каждой лопатой угля, руды, ящиком снарядов. Увеличение производительности труда объяснялось небывалым массовым трудовым подъёмом земляков. Люди работали без выходных, не выходили с завода по несколько месяцев, спали у станков. Ветераны вспоминали, что зарплату в военное время ни разу не задержали, платили дважды в месяц.
Металлургам, выпускающим в годы войны снарядонепробиваемую броню, посвящён знаменитый монумент-танк Т-34, у здания заводоуправления КМК. Конечно, танки в военном Сталинске не делали. Их собирали на Челябинском тракторном заводе. А покрывали легированной кузнецкой бронёй. Постамент для Т-34 выполнен в виде листов брони архитекторами Ю.М. Журавковым, Б.И. Масловым. Памятник открыт 9 мая 1973, за два года до открытия бульвара Героев. Т-34-ка - лучший танк Великой Отечественной, лучший танк столетия. Широкие гусеницы, высокая проходимость, обтекаемая башня, от которой рикошетом отскакивали снаряды, длинноствольная 76 мм пушка расстреливала немецкие танки всех типов, дизельный двигатель трудно поджечь, даже противотанковые пушки в упор пробивали только бортовую броню. Наш танк с номером 114 – настоящий боевой, воевал на Курской дуге, дошёл до Берлина.
#ЕдинаяРоссия #ГеографияПодвига.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев