17 апреля 1891 года император Александр III подписал рескрипт на имя цесаревича Николая. Ему было поручено организовать строительство Великого Сибирского пути и принять на себя контроль за всеми работами.
Сибирь в конце XIX века уже виделась главным источником русского богатства. Огромные ресурсы пахотной земли, неисчерпаемые недра с залежами ценных ископаемых, гигантские лесные ресурсы, и наконец обширные владения в Приморье, где строился и рос незамерзающий торговый и военный порт с прозрачно намекающим на грядущую русскую политику именем — Владивосток.
Но говорить о развитии земель на восточном краю империи было невозможно до тех пор, пока туда не будет проложена железная дорога. В промышленно развитой европейской части России железные дороги уже превратились в главный вид транспорта. Требовалось как можно быстрее связать существующую сеть железных дорог с Восточной Сибирью и Приморьем. Да и военные предостерегали — в случае конфликта на Тихом океане, удержать Дальний Восток без железнодорожной магистрали будет непосильной задачей.
В 1886 году Александр III распорядился подготовить соображения по подготовке к строительству. Уже в 1887 году создали две экспедиции министерства путей сообщения, поручив им начать проектную работу. Подготовительный этап завершился в феврале 1891 года, когда Комитет министров Российской империи утвердил план работ по сооружению Транссиба и постановил, что строительство железной дороги будет вестись за государственный счёт.
Две нити железной дороги должны были двигаться навстречу друг другу с Дальнего Востока и из Западной Сибири. Строительство собирались закончить в 1900 году, оценка бюджета составляла 350 миллионов рублей или 44 тысячи рублей за километр, что было заметно дешевле любых заграничных цен. Тогда в России умели строить одновременно дёшево и очень качественно!
Руководство грандиозным проектом досталось совсем молодому цесаревичу, будущему императору Николаю II. Он превосходно справился с этой задачей. Цесаревич внимательно вникал в мельчайшие детали проектирования, разбирался с нормативами строительства, изучал материалы изыскательских экспедиций. Уже 31 мая 1891 года во Владивостоке Николай заложил первый камень в основание магистрали, с которого началось строительство Уссурийского участка дороги. Став императором в 1894 году, Николай II не оставил пост главы строительства и успешно довёл его до конца.
Сооружение Транссиба велось в чрезвычайно сложных условиях: Приморье и Восточная Сибирь были совершенно не освоены и почти не заселены. С самого начала встала проблема поиска рабочей силы. Она была решена с помощью государственной программы переселения в Сибирь малоземельных крестьян и вербовки рабочих в центральных губерниях, страдавших от перенаселения. Когда этот вопрос обсуждался в комитете министров император Александр III твёрдо заявил, что заселение Сибири должно быть подчинено одной задаче: «укреплению русского владычества и насаждению русской культуры».
Первый этап строительства был связан с прокладкой пути от Владивостока до станицы Графской. Этот участок протяжённостью 408 километров был одним из самых сложных для строительства из-за гористой местности и наличия рек и озёр.
Второй этап включал разработку и возведение участка от Челябинска до Оби. Этот участок был длиной 1418 километров и представлял собой преимущественно равнинную местность, изредка прерываемую реками и озёрами.
Третий этап строительства был самым объёмным и крупным. Были проложены участки от Оби до Иркутска и от Иркутска до Хабаровска. Длина первого участка составляла 1818 километров, а длина второго — 2051 километр.
Прокладка дороги шла высочайшими темпами, опережавшими лучшие результаты американских железнодорожников. Скорость, с которой Россия строила Транссиб, поразила весь мир. Уже в 1897 открылся первый участок — Уссурийская дорога, а в 1901 все участки были соединены, и по Великой Сибирской магистрали началось движение поездов. Транссиб оказался самой протяжённой в мире железнодорожной магистралью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 27
2. Наркомат внутренних дел:
Алексей Иванович Рыков (26.10. - 4.11.1917) - великоросс
3. Наркомат земледелия
Владимир Павлович Милютин (26.10 - 4.11.1917) - великоросс
4. Наркомат труда
Александр Гаврилович Шляпников (26.10.1917 - 8.10.1918) - великоросс
5. Комитет по военно-морским делам (26.10. - 8.11.1917)
Владимир Александрович Антонов-Овсеенко - малорос
Павел Ефимович Дыбенко - малоросс
Николай Васильевич Крыленко - великоросс
6. Наркомат торговли и промышленности
Виктор Павлович Ногин (26.10. - 4.11.1917) - великоросс
7. Наркомат просвещения
Анатолий Васильевич Луначарский (фам. по наст. отцу - Антонов)(26.10.1917 - 12.09.1929) - великоросс
8. Наркомат финансов
Иван Иванович Скворцов-Степанов (26.10.1917 - 20.01.1918) - великоросс
9. Наркомат иностранных дел:
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)(26.10.1917 - 8.04.1918) - еврей
10. Наркомат юстиции
Георгий Ипполитович Ломов-Оппоков (26.10 - 9.12.191...Ещё1. Председатель – Владимир Ильич Ульянов (Ленин)(26.10.1917 - 21.01.1924) - великоросс
2. Наркомат внутренних дел:
Алексей Иванович Рыков (26.10. - 4.11.1917) - великоросс
3. Наркомат земледелия
Владимир Павлович Милютин (26.10 - 4.11.1917) - великоросс
4. Наркомат труда
Александр Гаврилович Шляпников (26.10.1917 - 8.10.1918) - великоросс
5. Комитет по военно-морским делам (26.10. - 8.11.1917)
Владимир Александрович Антонов-Овсеенко - малорос
Павел Ефимович Дыбенко - малоросс
Николай Васильевич Крыленко - великоросс
6. Наркомат торговли и промышленности
Виктор Павлович Ногин (26.10. - 4.11.1917) - великоросс
7. Наркомат просвещения
Анатолий Васильевич Луначарский (фам. по наст. отцу - Антонов)(26.10.1917 - 12.09.1929) - великоросс
8. Наркомат финансов
Иван Иванович Скворцов-Степанов (26.10.1917 - 20.01.1918) - великоросс
9. Наркомат иностранных дел:
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)(26.10.1917 - 8.04.1918) - еврей
10. Наркомат юстиции
Георгий Ипполитович Ломов-Оппоков (26.10 - 9.12.1917) - великорос
Иван Адольфович Теодорович (26.10 - 4.11.1917) - поляк
12. Нарком почт и телеграфов
Николай Павлович Глебов (Авилов)(26.10 - 9.12.1917) - великоросс
13. Наркомат по делам национальностей (Наркомнац) РСФСР (1917-1923)
Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) - осетин
14. Наркомат по железнодорожным делам (26.10.1917 - 24.02.1918)
Марк Тимофеевич Елизаров (8.11.1917 - 7.01.1918) - русский
15. Наркомат государственного призрения (8.11.1917 - 20.03.1918)
Александра Михайловна Коллонтай (30.10.1917 - 17.03.1918) - малоросска
16. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)
Валериан Валерианович Осинский (Оболенский)(1.12.1917 - 22.03.1918) - великоросс.