📷 Олег Тюленев/Гжельское море/vk.com/public87951623)
Мастера в деревне Гжель и вокруг нее занимались гончарным мастерством еще с начала XIV века. Жители гжельского района до сих пор, копая огороды под картошку, находят в земле черепки игрушек или тарелок с незамысловатой росписью, которым по 200-300 лет.
📷 Олег Тюленев/Гжельское море/vk.com/public87951623)
Тогда это была простая терракота или «обожженная земля». Пористую заготовку окунали в жидкий раствор, похожий на муку для блинов, или в молоко.
📷 Олег Тюленев/Гжельское море/vk.com/public87951623)
В XVIII веке до Гжели докатилась слава о цветной европейской майолике – пористой керамике, покрытой глазурью целиком. Гжельцы стали искать способ упростить и улучшить производство. Родилась «гжельская майолика»: пятицветная, землистая, с лубочными орнаментами.
📷 Олег Тюленев/Гжельское море/vk.com/public87951623)
Параллельно с майоликой развивались другие направления гжельского промысла: полуфаянс, фаянс, фарфор.
📷 Валентин Розанов
Отчасти из-за фарфора гжель стала синей. Фарфор обжигают при очень высокой температуре, и большинство привычных майолике коричневых, зеленых и оранжевых красок выгорают. А кобальт, из которого и получается синяя краска – не выгорит. Белый же цвет фона дает сама качественная глина после обжига.
Комментарии 2