После входа дьякон закрывает завесу (греч. «катапетасма») Царских врат наполовину. Это название завесы в Библии используется как завеса, отделявшая «святая святых» от других частей Иерусалимского храма (Лк.23:45). Сотканная руками Божией Матери завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф.27:51). По образному толкованию святителя Прокла, архиепископа Констанинопольского, не терпя страданий Христа, посвященный Господу храм «разодрал от скорби ризу свою».
После входа, на полной литургии должен бы быть Евхаристический канон. Но здесь его нет, поэтому сразу следует возглас: «Преждеосвященная Святая святым!» и хор поет: «Един свят…» Затем, после «Отче Наш», поется Причастный стих и все причащаются. Когда причащаются священники в Алтаре, завеса Царских врат закрыта полностью. Потом выносят Чашу, и, как всегда говорят: «Со страхом Божиим…». А хор отвечает не то, что обычно, он отвечает стихом из 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время…» Затем причащаются миряне. Очень необычен для нас причастный стих, то есть то, что поется во время причастия. На полной литургии мы слышим: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите», а на литургии Преждеосвященных Даров: «Вкусите и видете, яко благ Господь». Если вспомнить, что вся служба исполнена покаяния и сокрушения о нашей немощи, становится ясен глубокий смысл этих слов. Они, как бы, напоминают нам, что несмотря на все наше несовершенство, мы, недостойные, по благости Божией, все-таки приступаем к Причастию.
И, наконец, отпуст, то есть заключительные слова. Интересно, что отпуст этой службы, как у вечерни. Так Церковь не забывает, что литургия Преждеосвященных Даров служится на вечерне.
Мы воспринимаем Преждеосвященную литургию в среду и в пятницу первой недели великого поста, как нечто необычное. На самом деле, в любой будний день Святой Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Все зависит от устава: у нас, по Иерусалимскому уставу, служат преждеосвященную литургию в среду и пятницу. А вот полная литургия в будний день может совершаться только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он попадает на будний день Великого поста.
Итак, литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу каждой недели Великого поста, а также: в четверг пятой седмицы (недели) Великого поста; в день Обретения главы Иоанна Предтечи; в день Сорока мучеников Севастийских; в день храмового святого; и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Комментарии 2