Шримати Виджая Кумари
/продолжение /
Часть III. Волны поучений
Глава 76. Остроумие Свами
Остроумием пронизаны каждый жест и каждое слово Свами. Оно неожиданно расцветает в Его действиях. Каждый слог, что Он изрекает, – сама Веда, оно таит глубокий смысл.
Он дал студенту ручные часы и спросил, что значит это слово (watch – «часы», а также «следить», «наблюдать», «стеречь»). Но разумеется, объяснить мог только Он Сам:
W: следите за своими словами (Words)
A: следите за своими действиями (Actions)
T: следите за своими мыслями (Thoughts)
C: следите за своим характером (Character)
H: следите за своим сердцем (Heart)
Теперь студент, взглянув на часы, будет всякий раз вспоминать эти пожелания. «Прежде чем сказать что либо, обдумайте свои слова. Перед тем как взяться за дело, отрепетируйте в уме свои действия. Прежде чем подумать о чём то, оцените, каковы ваши мысли. Контролируйте свой характер. Следите за своим сердцем. Тогда вы не сможете сделать ничего дурного. Эти «часы» никогда не ломаются. Если вы будете бережно хранить Параматмана, Высшее Существо, в своём сердце, Он всегда будет защищать вас. Это и есть Йогакшемам вахамьяхам («Я позабочусь о вашем благополучии» – обет преданным Кришны)», – говорил Свами.
Вот другие Его слова: «Люди твердят: свобода, свобода. Но разве свобода означает необузданное поведение? Если тело и позволяет себе вольности, ум всегда должен быть под контролем. Даже животные знают «сезон и резон», но человек перешёл все границы. Быть свободными не значит вести себя, как бешеные псы. Итог мудрости – свобода. Итог культуры – совершенство. Итог образования – характер. Венец образования – любовь». Каждое Его слово насыщено глубочайшим скрытым смыслом.
«Какую ты допустил ошибку?» – спросил Свами молодого человека. «Никакой», – был ответ. «Милый мой! Это явная ложь. Нынешние молодые люди оступаются на каждом шагу. Они заводят себе «подружку» (игра слов: mistake (ошибка) – «take the Miss» (завести подружку). Это стало обычным явлением. У молодёжи это вошло в моду».
«Преданность – это бхакти (благоговейная любовь к Богу). Но сегодня преданность занимает не всё время, а часть времени. Преданность должна быть, как глубокий океан. В глубинах океана нет ни движения, ни волн, ни звуков. Там царят покой, тишина, безмятежность и счастье. Такой же должна быть и преданность: спокойной и неизменной. Это и есть настоящая преданность».
Когда студенты сидели в линиях, Свами подошёл к ним и спросил одного юношу, сколько баллов он набрал на экзаменах. «Восемьдесят, Свами», – ответил тот. Свами прокомментировал: «Важны не оценки. Главное, чтобы не было замечаний». (Not marks, but no remarks).
Мы, преданные, собрались вокруг Него. Свами сиял как луна среди звёзд. Он спросил: «Какой из драгоценных камней самый ценный?» Кто то ответил: «Алмаз». – «А какая же тогда самая большая духовная ценность? – продолжал Свами. – Усмирённый ум (игра слов: diamond – «алмаз»; die mind – букв. «умерший ум»). Для нас драгоценен не алмаз, а усмирённый ум».
Свами взглянул на кого то и спросил, почему его не было утром. Тот ответил: «Я ходил на собрание комитета». «Что значит комитет? – сказал Свами. – О, «приходи на чай!» (Committee – «come for tea meetings»), или не так? Пока все не напьются чаю, до решений дело не дойдёт. На собрания комитетов ходят только для того, чтобы пить чай».
«Три «W» разрушают человека, – сказал Свами. – Это женщина, богатство и вино» (Woman, Wealth и Wine).
Одна женщина пожаловалась Свами: «У меня нелады со здоровьем, Свами!» Он сказал: «Если в доме всё в порядке, то и тело будет в порядке». Как это верно! Если всё ладится в семье, то и тело будет здоровым. Можно ли быть здоровым, если в доме разлад? Одной фразой Он выразил скрытую суть семейной жизни.
Свами приблизился ко мне во время даршана. Я взмолилась: «Свами, удостой Своим посещением наш дом». Немедля прозвучал ответ: «А здесь что? Лес?» В высшей степени уместный ответ! Возразить на это уже нечего. Ему не надо думать: Его слово разит мгновенно, как стрела, выпущенная из лука.
Одна из преданных сказала: «Я съезжу в Каньякумари и вернусь, Свами». Он сказал: «В Каньякумари? А что там? Одни лишь «каллу» (камни). Разве Меня там нет? Я Сам – Каньякумари. Ты понимаешь?» Какое знаменательное утверждение! Он смело заявляет, что Он Сам – Каньякумари.
Один мужчина посетовал: «Свами! У меня сильно кружится голова». – «Ай ай ай! Сегодня многие болеют этим «головокружением». Что же Я могу поделать?» – ответил Свами ласковым, медовым голосом и прошёл мимо. У преданного вытянулось лицо. На телугу «головокружение» означает также «самомнение», «самолюбование».
Однажды Свами мелькал среди рядов преданных, как маленький олень, и их глаза неотступно следили за Саи Бхаскарой (Сияющим), как подсолнухи, тянущиеся к солнцу. В это время один из преданных пробирался к комнате для интервью, неся на спине, как круглый куль, свою хворую жену. Обернувшись, Свами сказал одной из женщин волонтёров: «Что ты глядишь, раскрыв глаза, как хлопковая коробочка? Ты что, не можешь помочь ему?» Мы все рассмеялись, а она не поняла шутки. Когда головки хлопчатника лопаются, на них раскрываются «ротики», откуда торчат пучки хлопка. Свами сравнил их с выпученными глазами. Сколько очарования в Его словах! Сколько изящества!
Женщина, недавно вышедшая замуж, сообщила Свами: «Я еду домой, но скоро вернусь, Свами!» – «Ну что ж! Прекрасно! Деритесь и дальше, как попугай с майной (говорящим скворцом)», – сказал Он. Та, удивившись, поделилась со своей соседкой: «Свами сказал правду, ма! Ни минуты в нашем доме не проходит без ссоры. Мы встаём, ссорясь, и ложимся, ссорясь». Речь Свами полна юмора, остроумия и находчивости. Он невинно скользит среди нас, беспечный и ничем не затронутый, словно капля воды по листу лотоса, и как бы играючи, мимоходом, огорошивает нас Своими ироническими замечаниями.
Проходя мимо домохозяйки, Он сказал: «Твоя мама скончалась, не так ли?» Женщина, сидевшая рядом, ответила за неё: «Да, Свами. Она была просветлённой душой. И очень преданной, Свами!» Он ответил, улыбаясь: «Да да, дорогая. У умершей были очень большие глаза», – и проследовал дальше. Нам оставалось лишь закусить губу. Женщина спросила Свами, что Он имел в виду. Он объяснил: «Мне сдаётся, что при жизни она страдала косоглазием. Когда она умерла, люди запричитали: «Бедняжка! У неё были большие глаза, как лепестки лотоса». Пока она была жива, никто не считал её джняни (постигшей мудрость) и не уделял ей особого внимания. Но после её смерти все превозносят её как джняни». Преданную поразила правда, скрытая в шутке Свами, и она ошеломлённо воззрилась на Него.
/продолжение следует/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев